28979 авторов и 62 редактора ответили на 85229 вопросов,
разместив 135207 ссылок на 43426 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое логистика запасов?

РедактироватьВ избранноеПечать

Материальные запасы – это товары и сырье, находящиеся на разных стадиях обращения, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

 

Целями создания запасов могут являться:

  • снижение негативных последствий из-за колебаний спроса;
  • скидки за покупку крупных партий;
  • спекуляции, снижение издержек, связанных с размещением и транспортировкой заказа (льготные условия транспортировки, административные расходы);
  • возможность немедленного обслуживания покупателей;
  • более полное удовлетворение спроса покупателей и т.д.

С другой стороны создание чрезмерных запасов оказывает негативное влияние на финансовые результаты деятельности предприятия: “ замороженные ” финансовые ресурсы, повышение издержек связанных с хранением товаров (содержание складских помещений, оплата труда, транспортировка и перемещение запасов внутри предприятия и т.д.). Вследствие вышеперечисленных особенностей возникает необходимость управления запасами на предприятиях.

 

Логистика запасов – это управление запасами предприятия, подразумевает интегрированный процесс, обеспечивающий операции с запасами внутри фирмы и вне ее – на всем протяжении цепи управления поставками.

 

Политика управления запасами обязательно должна опираться на стратегию предприятия в целом. Именно от стратегии зависит выбор модели управления запасами. « Реактивная » модель, иными словами модель « вытягивания », позволяющая строить управление запасами в зависимости от спроса или конкретного заказа от производителя до конечного потребителя. Плановая модель предполагает продвижение продукта внутри маркетингового канала распределения по определенному графику в соответствие с прогнозом спроса на продукт и его наличие на рынке. Особенно актуальна смешанная модель управления, комбинирующая методы управления предыдущих моделей и позволяющая быстрее и эффективнее приспосабливаться к изменениям на рынке.

 

Основные принципы систем управления запасами

 

Любая модель управления запасами в конечном счете должна дать ответ на два вопроса:

 

1. Какое количество продукции заказывать?

2. Когда заказывать?

 

Ответ на первый вопрос выражается через размер заказа, определяющего оптимальное количество ресурсов, которое необходимо поставлять всякий раз, когда происходит размещение заказа. В зависимости от рассматриваемой ситуации размер заказа может меняться во времени.

 

При управлении запасами необходимо осуществлять мероприятия по прогнозированию спроса и потребления запасов. Максимально точный прогноз спроса – залог эффективности управления запасами. Для нерегулярно потребляемых товаров необходимо учитывать обычный объем потребления и обычный объем поддерживаемого запаса по каждому товару. Для регулярно потребляемых товаров нужно точно регистрировать потребление, сглаживать нетипичные показатели, выбрать наиболее подходящие формулы прогноза для каждого товара, учитывать воздействие промоакций, совместное прогнозирование, прочие внешние факторы, определить подходящий горизонт прогноза.

 

Исторический показатель потребления товара зачастую можно рассматривать как лучший индикатор будущего спроса на товар. То же самое можно сказать и о времени выполнения заказа. Время, которое ушло на пополнение запаса в прошлом, часто дает точное представление о том, сколько понадобится времени на получение товара от поставщика в будущем, если заказ сделан сегодня. Планируемое время выполнения заказа на пополнение запаса – показатель, который нужно рассчитывать для каждой товарной позиции на складе отдельно. Это обусловлено следующими причинами:

  • При поставке ряда товаров на склад из одного и того же источника время на выполнение заказа может быть разным.
  • Популярный товар какой-либо товарной категории может быть у поставщика в наличии постоянно, в то время как поставку медленно оборачивающегося товара, возможно, придется ждать несколько недель или даже месяцев!
  • Компания может иметь запасы одного и того же товара на нескольких складах. Но все они могут получать этот товар из разных источников. И даже если этот товар поставляется на все склады одним поставщиком, время выполнения заказа для разных складов может быть разным.

Ответ на второй вопрос зависит от типа системы управления запасами. Если система предусматривает периодический контроль состояния запасами через равные промежутки времени (еженедельно или ежемесячно), момент поступления нового заказа обычно совпадает с началом каждого интервала времени. Если же в системе предусмотрен непрерывный контроль состояния запаса, точка заказа обычно определяется уровнем запаса, при котором необходимо размещать новый заказ.

 

Контроль над состоянием запасов – техническое средство реализации политики управления материальными запасами. В процедуру контроля запасов входят учет наличия запасов, регулярное отслеживание приходов/расходов. Эти операции особенно эффективно могут выполняться с использованием автоматизированных систем управления. Определение точки заказа, расчет размера заказа и контроль над данными показателями с использованием математических моделей управления запасами практически невозможно осуществлять вручную, без использования информационных систем. Использование информационной системы ERP-класса на сегодня является неотъемлемой частью системы управления производственными и материальными запасами предприятия.

 

Таким образом, решение обобщенной задачи управления запасами определяется следующим образом:

  • В случае периодического контроля состояния запаса следует обеспечивать поставку нового количества ресурсов в объеме размера заказа через равные промежутки времени.
  • В случае непрерывного контроля состояния запаса необходимо размещать новый заказ в размере объема запаса, когда его уровень достигает точки заказа.

Рассмотренные выше методы управления запасами являются часто применяемыми, но не единственными, существуют и другие системы управления запасами, такие как АВС-метод управления запасами, управление запасами на основе XYZ-анализа или правила “20-80”.

 

Эти методы основаны на идее о том, что все материальные запасы можно подразделить на несколько групп, в зависимости от одного или нескольких критериев. Такими критериями могут быть цена единицы товара (АВС-метод), постоянство спроса на определенные товары (XYZ-анализ), удельный вес спроса товарной группы в общем спросе (правило "20-80") и т.д.  Далее для каждой группы   выбирается   собственная система управление запасами: для "наиболее важных" групп необходим непрерывный контроль состояния запасов и существенный страховой запас для избегания возможных срывов сроков поставок, либо   для удовлетворения спроса при его повышении. Для группы "менее важных" товаров предусматривается периодический контроль состояния запасов через небольшие промежутки времени (несколько дней или еженедельно) и средний размер страхового запаса. Для "не важных" групп допускается осуществление контроля через значительные промежутки времени (раз в месяц, квартал, год) и практически полное отсутствие страхового запаса, возможно даже приобретение данных товаров и материалов только под заказ.

 

Источник и дополнительная информация:

  • Коммерческая логистика – учебник, авторы Аникин Б.А. Тяпухин А.Н., – М.: Проспект, 2005 г. – 432 с.
  • Линдерс М.Р. Управление снабжением и запасами. Логистика/пер. с англ. – СПб.: Полигон 2003. – 768с.
  • Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2004. – 408 с.
  • Степанов В.И Логистика – учебник, автор., – М.: Проспект, 2006 г. – 488 с.
  • soft-market.ru – статья "Логистика запасов"
  • iteam.ru – статья "Эффективное управление запасами. Планируемое время выполнения заказа и страховой запас"

Дополнительно на Genon.ru:


Последнее редактирование ответа: 18.05.2010

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать

«Что такое логистика запасов»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.