Употребление антонимов в речи
 
Раскрыть противоречивую сущность предметов, явлений, качеств помогает правильное употребление антонимов в речи.
 
1. Антонимы являются важнейшим средством создания антитезы (гр. antithesis — противоположение) — стилистической фигуры контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь.
По структуре антитеза может быть простой (одночленной) : У сильного всегда бессильный виноват  — и сложной (многочленной): И  ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,  и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови. В сложную антитезу вовлечено несколько антонимических пар.
2. Противоположен антитезе прием, состоящий в отрицании контрастных признаков у предмета: В  бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не  слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и  не так, чтобы слишком молод. Такое нанизывание антонимов с  отрицанием подчеркивает заурядность описываемого, отсутствие у него  ярких качеств, четко выраженных признаков. Подобное использование  антонимов дает возможность указать на такие понятия, которые в языке не  имеют точного обозначения: Если друг оказался вдруг и не друг и не враг, а так...
3. Сопоставление  антонимов в высказывании придает особую значительность каждому из  названных ими предметов, что усиливает выразительность речи: Горы разделяют страны, но сближают людей; Характер спортсменов воспитывается не триумфом побед, а горечью поражений. Кроме того, антонимы в таких случаях принимают на себя логическое ударение, выделяя смысловые центры фразы: Жизнь  достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения,  но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые.
4. Особую остроту и афористичность придают антонимы крылатым выражениям: Дома новы, но предрассудки стары; Чем ночь темней, тем ярче звезды; Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.
5. Явление антонимии используется и в оксюмороне (гр. oxymoron —  остроумно-глупое). Этот прием состоит в соединении контрастных  лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия:  «Плохой хороший человек» (название кинофильма). Одни оксюмороны строятся  на подлинных антонимах (начало конца), другие — на словах с противоположными значениями, объединяемых как определяемое и определяющее: «Живой труп»; «Оптимистическая трагедия»; ...Пышное природы увяданье.  Слова, используемые в таких оксюморонах, нельзя назвать антонимами в  строгом значении термина, так как они принадлежат к разным частям речи.
6. В ироническом контексте может быть употреблен один антоним вместо другого: Откуда, умная, бредешь ты голова?;  прилагательное умная относится к Ослу в басне И. Крылова, и читатель понимает, что за этим определением стоит его антоним — глупая. Употребление слова в противоположном значении называется антифразисом (гр. апti — против + phrasis — выражение). К антифразису часто прибегают в обиходно-разговорной речи; так, рассеянному человеку в шутку говорят: Какой ты внимательный!; злому: Как ты добр! и т. д.
7. Антонимия привлекается не только для выражения контраста. Антонимы могут показать широту пространственных и временных границ: С южных гор до северных морей; Войска идут день и ночь; им становится невмочь; полноту отражения явлений, фактов действительности: Спят богатые и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и лютые. Антонимы передают смену картин, наблюдаемых в жизни, чередование действий, событий: Вот вдали блеснула ясная зарница, вспыхнула и погасла; Помиримся. И поссоримся. И снова ты не уснешь. Мы сложим наши бессонницы в сплошную белую ночь.
8. Столкновение в речи антонимов — многозначных слов порождает каламбур (фр. calembour).  Этот стилистический прием характеризуется игрой слов, возникающей в  результате восприятия многозначных слов сразу в нескольких значениях: Самый  отдаленный пункт земного шара к чему-нибудь да близок, а самый близкий  от чего-нибудь да отдален; Молодая была уже не молода.
 
9. Особенно широко антонимы используются в фольклоре. Например, в пословицах и поговорках: В шутку сказано, да всерьез задумано; Летом готовь сани, а зимой — телегу; в зачинах сказок: Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли...
 
Источники:
Дополнительно на Геноне :