Популярные ответы
Похожие ответы
Деятельностный подход в психологии — система методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественной психологии в 20–е гг. ХХ в. в психологической школе Л.С. Віготского. В 30–е гг. было предложено две трактовки деятельностного подхода в психологии, предложенные С.Л. Рубинштейном, который сформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьевым, который совместно с другими представителями Харьковской деятельностной психологической школы разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Конкретно-эмпирические разработки принципа единства сознания и деятельности в Деятельностном подходе в психологии (при всех различиях в теоретическом его осмыслении) можно разделить условно на шесть групп по формам психического развития (генеза):
- в филогенетических исследованиях разрабатывалась проблема возникновения психического отражения в эволюции и выделение стадий психического развития животных в зависимости от их деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, К.Э. Фабри и др.);
- в антропологических исследованиях в конкретно-психологическом плане рассматривались проблема возникновения сознания в процессе трудовой деятельности человека (С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), психологические различия между орудиями труда у человека и вспомогательными средствами деятельности у животных (Л.Я. Гальперин);
- в социогенетических исследованиях рассматриваются различия отношений деятельности и сознания в условиях разных исторических эпох и разных культур (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, М. Коул, представители Критической психологии и др.), однако проблемы социогенеза сознания еще недостаточно разработаны в деятельностном подходе.
- из наиболее многочисленных онтогенетических исследований в русле деятельностного подхода мождно указать на самостоятельные деятельностно ориентированные теории (теория периодизации психического развития в онтогенезе Д.Б. Эльконина, теории развивающего обучения В.В. Давыдова, теория формирования перцептивных действий А.В. Запорожца и др.);
- функционально-генетические исследования на основе принципа единства сознания и деятельности (развитие психических процессов в короткие временные отрезки) представлены работами не только ученых школ А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна, но и других известных отечественных психологов (Б. М. Теплова, Б.Г. Ананьева, А.А. Смирнова, Н.А. Бернштейна и др.);
- пато- и нейропсихологические исследования роли конкретных форм деятельности в развитии и коррекции распада высших психических функций (А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Б.В. Зейгарник и др.).
Источники информации:
- psi.webzone.ru — определение деятельностного подхода в психологии;
- psylist.net — что такое деятельностный подход в психологии.