Тип речи — это способ изложения, избираемый  автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и  характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить  действительность, описать ее; динамически отразить действительность,  рассказать о ней; отразить причинно-следственные связи явлений  действительности.
 
В соответствии с этими целями лингвисты выделяют три типа речи: описание, повествование, рассуждение.
 
Повествование — функционально-смысловой тип текста, который содержит рассказ о событиях в их временной последовательности.
 
Основные вопросы, характерные для   данного типа речи:
- Какова последовательность действий (событий)?
- Что происходило сначала и что происходило потом?
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик,  положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение  сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу  же охватил крупные сучья (И. Орешкин).
 
Повествовательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- экспозиция (не всегда есть), 
- завязка, 
- развитие действия, 
- кульминация, 
- развязка.
Экспозиция:
Так прошло около часа. Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.
Завязка:
Вдруг на яркой полосе, пересекающей пол, промелькнула тень.
Развитие действия:
Я  привстал и взглянул в окно, кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся  бог знает куда. Я не мог полагать, чтоб это существо сбежало по отвесу  берега; однако иначе ему некуда было деваться. Я встал, накинул бешмет,  опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты.
Кульминация:
Навстречу мне слепой мальчик. Я притаился у забора, и он верной, но осторожной поступью прошёл мимо меня.
Развязка:
Под мышками он нёс какой-то узел и, повернув к пристани, стал спускаться по узкой и крутой тропинке (М.Ю.Лермонтов).
 
Описание — функционально-смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека.
 
Основные вопросы, характерные для   данного типа речи:
- Каков предмет описания?
- Как он выглядит?
- Какие признаки для него характерны?
На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он  необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки  находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой  материи, глаза — из литого стекла (А. Куприн).
 
Описательный текст строится по следующей композиционной схеме:
- общее впечатление (или общий признак),
- признаки предмета, человека, явления или животного.
Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком).
 
В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки,   которые названы прилагательными или отглагольными существительными:
    
Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы,  диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным  сладким, слегка вяжущим вкусом.
         
В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки,   создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в   переносном значении, словами с оценочными суффиксами:
 
Липовые яблоки были  крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то  оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели  зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как  гремят семечки (В. Солоухин).
 
Рассуждение как функционально-смысловой тип текста принципиально отличается от описания и  повествования. Описание и повествование используются для изображения  окружающей действительности, в рассуждении же передается  последовательность человеческих мыслей.
 
Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное  выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления,  события, его сущность. Может быть доказательством, объяснением, размышлением.
 
Основные вопросы, характерные для   данного типа речи:
- Почему?
- В чем причина данного явления?
- Что из этого следует?
- Каковы следствия данного явления?
- Что оно значит?
На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо  дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого,  да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей. 
 
Рассуждение строится по следующей композиционной схеме:
- тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или  опровергнуть;
- обоснование высказанной мысли,  доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
-  вывод, заключение (могут отсутствовать в тексте).
Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы  убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый  тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными  аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для  грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются  вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким  образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами  однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
 
Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему  (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов,  как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает  вскармливание, отвращение — отворачивание (от неприятного лица или  предмета), предыдущий — идущий впереди. Слова-термины,  обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок»,  «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов  действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).
 
Примечания:
- Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи.  Например, в отрывке из повести К. Паустовского «Золотая  роза» последовательно сменяют друг друга все типы речи — повествование, описание и рассуждение.:
Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.
Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над   Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.
На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.
Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой   коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож   пробил на колокольне часы — двенадцать ударов. И хотя до берега было   далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади   в прозрачный сумрак, где висела луна.
Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?
Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы — столько   в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.
Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой   красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и   вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно   обречено жить недолго.
- В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в  этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других  типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).
Источники:
Дополнительно о тексте и типах речи на сайте licey.net: 
Дополнительно о типах речи на сайте gramma.ru:
Дополнительно на Геноне: