Что такое ведущая деятельность?

Ведущая деятельность — теоретический конструкт, обозначающий деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности.


Выделяют следующие ведущие деятельности:

  • Непосредственное общение младенца со взрослыми;
  • Предметно–манипулятивная деятельность в раннем детстве;
  • Сюжетно–ролевая игра дошкольного возраста;
  • Учебная деятельность школьников;
  • Профессионально-учебная деятельность юности.

Считается, что ведущая деятельность  не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления, а возникновение новой ведущей деятельности не означает исчезновения той, которая была ведущей на предшествующем этапе. Критическое рассмотрение представлений о роли ведущей деятельности в возрастном развитии не предполагает отрицания ее значения, однако подвергает сомнению представление о жестком закреплении какой-либо одной ведущей деятельности, априорно выделенной в каждом возрастном этапе (А. В. Петровский).

 

В зависимости от социальной ситуации развития в группах разного уровня и состава (учащиеся, военные, несовершеннолетние правонарушители и т. п.) ведущий характер могут принимать различные виды деятельности, опосредствуя и формируя межличностные отношения.

При этом предлагается различить ведущую деятельность, которая призвана формировать общественно ценные психические новообразования (педагогический подход к проблеме ведущей деятельности), и ведущую деятельность, которая реально формирует эти новообразования (психологический подход).

 

Источники информации:

  • psychology.net.ru - что такое ведущая деятельность;
  • psi.webzone.ru - определение ведущей деятельности.