28595 авторов и 62 редактора ответили на 85154 вопроса,
разместив 134974 ссылки на 43290 сайтов, присоединяйтесь!

Какова история возникновения города Миасс?

РедактироватьВ избранноеПечать

Миасс — город в составе Челябинской области (Россия).

 

Город расположен на реке Миасс у подножия Ильменских гор, в 96 км к юго-западу от областного центра — Челябинска. Неподалёку от города находится Ильменский минералогический заповедник.

 

Территория города 111,9 км2, численость жителей — 151,8 тыс. человек (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года), общая протяжённость дорог — 454 км. Железнодорожная станция на линии Уфа—Челябинск. Площадь жилого фонда — 3 488 тыс. м2.

 

День города

Год основания города Миасс: 1773. День города отмечается 18 ноября:

  • в 2011 году это третья пятница месяца (238 лет);
  • в 2012 — третье воскресенье месяца (239 лет);
  • в 2013 — третий понедельник месяца (240 лет);
  • в 2014 — третий вторник месяца (241 год);
  • в 2015 — третья среда месяца (242 года);
  • в 2016 — третья пятница месяца (243 года);
  • в 2017 — третья суббота месяца (244 года);
  • в 2018 — третье воскресенье месяца (245 лет);
  • в 2019 — третий понедельник месяца (246 лет);
  • в 2020 — третья среда месяца (247 лет);
  • в 2021 — третий четверг месяца (248 лет);
  • в 2022 — третья пятница месяца (249 лет);
  • в 2023 — третья суббота месяца (250 лет).

История

История образования Миасса типична для городов горнозаводской зоны Челябинской области.

 

Первое поселение возникло в 1773 году, выходец из тульского купечества Л. Лугинин начал строительство медеплавильного завода на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд. Строительные работы были начаты в 1773 году без официального разрешения. Завод был пущен 12 августа 1777 года, а дата подписания прошения о строительстве императрицей Екатериной II — 18 ноября 1773 года — отмечается как день основания Миасса.

 

В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объемы производства: за 1777—1780 годы выпущено 12,9 тысяч пудов меди, за 1781—1790 — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешел к племянникам основателя — Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И.М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799—1800 года выплавка меди не производилась. А к середине XIX века производство меди сократилось, и содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт.

 

Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи.

 

Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. Он захотел испытать свою удачу и как простой золотоискатель, и повезло императору, в тот же день нашел самородок весом в 3 килограмма. В честь этого визита прииск и получил своё название.

 

Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмм.

 

С середины XIX века появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Пайщиками были представители Петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казенных приисков общей площадью 23394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции.

 

С началом деятельности товарищества связано внедрение в золото добычное производство новых технических достижений, что, наряду с продолжающейся разработкой богатых россыпей, позволило достичь расцвета золотого промысла в Миасском районе.

 

В это время история города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который пройдя путь от простого старателя, до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе. Симонов внес большой вклад в развитие города.

 

Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала XX века. После национализации крупные объединения развалились, и стали в основном вести незначительные старательские промыслы.

 

В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе (неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода). С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным. В 1926 году Миасс получает статус города.

В 1926 году в городе, помимо напилочного завода и приисков треста «Уралзолото», действовали ряд мелких предприятий, таких как горный отдел Златоустовского металлургического завода, занимавшегося добычей талька и других нерудных ископаемых, Северо-Ильменский и Чернореченский торфяники, три государственные мельницы, овчинно-шубный завод, кожзавод, типография, электростанция напилочного завода.

Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооруженность золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу. С 1933 года вступили в строй и шахты ряда рудников. Большое развитие получила в первой половине XX века и лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях Тургояка для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись бревна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского лепромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепежный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.

 

Весной 1939 года началось строительство центральной части города.

 

3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства. Для этого из Москвы был эвакуирован автомоторный завод имени Сталина (ЗИС). В 1943 году предприятие переименовали в Миасский автомобильный завод, а 21 июня 1944 года — в Уральский автомобильный.

 

Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, и на них стали монтировать знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпускать новые модели «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска и до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей. Уже много лет успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей.

 

Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо». Уже 15 января 1942 года динамовцы выпустили первую продукцию для фронта, положив начало новому предприятию в городе — заводу «Миассэлектроаппарат».

 

В1950—1960 годы в Миассе развиваются самые разнообразные отрасли производства: строительная, горнодобывающая, автотранспортная, легкая и пищевая промышленность, железнодорожный транспорт. Тогда возникли крупные предприятия: Тургоякское рудоуправление, Хребетский щебеночный завод, комбинат «Миасстальк», трест «Уралавтострой». В 1958 году было принято решение о развитии и реконструкции Уральского автомобильного завода и поставлена задача — освоить выпуск большегрузных автомобилей высокой проходимости. Миасцы успешно решили сложную техническую задачу без остановки производства. Вскоре с главного конвейера сошел первый трехосный автомобиль новой модели — «Урал-375Д». Автомобили — вездеходы «Урал», автозапчасти, напильники, различная электроаппаратура, флюсы и тальковый порошок, строительные материалы, мраморные плиты, щебень, швейные изделия, резиновая обувь, мебель и другая продукция стали маркой нашего уральского города.

 

С 1959 года ускорились темпы развития Миасса в связи с размещением в северной его части предприятий оборонной промышленности — Государственного ракетного центра «Конструкторское бюро имени академика В.П. Макеева» и Научно-производственного объединения электромеханики.

 

В 1970—1980 годах был сооружен завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус центральной городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус. В 1973 году приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском Государственном заповеднике имени В.И. Ленина построен целый комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории. В 1976 году вошли в строй поликлиника в поселке электроаппаратчиков Динамо, торговый центр в северной части города, новое здание железнодорожного вокзала и многие другие объекты. Большие изменения в эти годы произошли в сфере общественного транспорта, на улицах города появились троллейбусы.

 

5 мая 1982 года за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и значительный вклад в обеспечение победы над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне Указом Президиума Верховного Совета СССР город Миасс был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. В 2003 году в городе проживало 173,3 тысяч человек.

 

В настоящее время это один из пяти городов Уральского Федерального округа, претендующих на статус  «Наукограда». Окрестности Миасса, в том числе и «уральская жемчужина» озеро Тургояк, стали сегодня местом реализации крупных бизнес-проектов в сфере горнолыжного спорта, туризма и индустрии отдыха. Город, расположенный в окружении лесов, гор и множества живописных озер, притягивает к себе любителей путешествий, равно как и своеобразие купеческих домов старого Миасса, старые и возрожденные храмы.

 

Источники информации:

  • ru.wikipedia.org — Википедия: Миасс;
  • gorod.miass.ru — официальный сайт Администрации Миасского городского округа;
  • calend.ru — Миасс: город в золотой долине.

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 28.05.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать

«Какова история возникновения города Миасс»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.