28802 автора и 62 редактора ответили на 85263 вопроса,
разместив 135120 ссылок на 43386 сайтов, присоединяйтесь!

Просто об экологии

Кто такой Плутон?

РедактироватьВ избранноеПечать

Аид, или Гадес (у греков), Плутон, также Дит или Орк (у римлян) («богатый», «безвидный», «невидимый», «ужасный») — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю».

 

Аид — олимпийское божество, хотя находится постоянно в своих подземных владениях.

 

Аид — старший сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры.

 

Аид царствует вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), вместе с ним почитаемой и призываемой, которую он похитил в то время, когда она собирала на лугу цветы.

 

Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», т.к. смертная участь не минует ни одного человека; Аид — «богатый», именуется Плутоном (от греч. «богатство»), т.к. он владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. 

 

Аид — обладатель волшебного шлема, делающего его невидимым; этим шлемом в дальнейшем пользовались богиня Афина и герой Персей, добывая голову Горгоны.

 

Но были и среди смертных способные обмануть владыку царства умерших. Так, он был обманут хитрецом Сисифом, покинувшим однажды подземные владения бога. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что счастливый Орфей нарушил договор с богами и взглянул на жену еще до выхода из царства Аида). Геракл похищает из царства мертвых пса — стража Аида.

 

В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием — «подземным» и «спускающимся вниз». Аиду не приносят жертв, у него нет потомства, и даже жену он добыл незаконным путем. Однако Аид внушает ужас неотвратимостью его кары.

 

Поздняя античная литература создала пародийно-гротескное представление об Аиде («Разговоры в царстве мертвых» Лукиана, имеющие истоком, видимо, «Лягушек» Аристофана). Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому, как люди только раз спускаются в царство мертвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

 

Эпитеты и другие названия бога Аида:

  • Агесилай («Водитель народа»)
  • Адмет («Неодолимый»)
  • Аидоней (имя)
  • Евбулей
  • Келеней
  • Климен (имя)
  • Плутон (имя). Статуя рядом с Эриниями. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
  • Полидект (Полидегмон)
  • Скотий («Тёмный»)
  • Хрисений («Правящий золотыми вожжами»)

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых».

 

Аид — пространство в недрах земли, где обитает владыка над тенями умерших, которых приводят бог-посланник Гермес (души мужчин) и богиня радуги Ирида (души женщин).

Представление о топографии аида усложнялось с течение времени. Гомеру было известно о входе в царство мертвых, который охраняет пёс Кербер (Цербер), на крайнем западе («запад», «закат» — символ умирания) за рекой Океан, омывающей землю, о мрачных лугах, заросших асфоделями, дикими тюльпанами, над которыми носятся легкие тени умерших, чьи стоны подобны тихому шелесту сухих листьев, о мрачных глубинах аида — об Эребе как олицетворении мрака, о подземных реках Кокит, Стикс, Ахеронт, Пирифлегетон, о Тартаре — пространстве, находящемся в самой глубине космоса, ниже аида. Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Более поздние свидетельства добавляют также Стигийские болота или Ахерусийское озеро, в которое впадает река Кокит, огненный Пирифлегетон (Флегетон), окружающий аид, реку забвения Лету, перевозчика мертвых Харона.

 

Суд над мертвыми вершит Минос, в дальнейшем праведные судьи Минос, Эак и Радаманф — сыновья Зевса. Орфико-пифагорейское представление о суде над грешниками: Титием, Танталом, Сисифом в Тартаре нашло место у Гомера (в поздних слоях «Одиссеи»), у Платона, у Вергилия. Подробное описание царства мертвых со всеми градациями наказаний у Вергилия («Энеида» VI) опирается на диалог «Федон» Платона и на Гомера с уже оформленной у них идеей искупления земных проступков и преступлений.

 

Гомер называет также в аиде место для праведников — елисейские поля, или Элизиум. Об «островах блаженных» упоминают Гесиод и Пиндар, так что разделение Вергилием аида на Элизиум и Тартар также восходит к греческой традиции.

 

С проблемой аида связаны также представления о судьбе души, соотношении души и тела, справедливом возмездии — образе богини Дике, действии закона неотвратимости.

 

Источники:

  • ru.wikipedia.org — информация об Аиде в Википедии;
  • greekroman.ru — дополнительная информация об Аиде.

Дополнительно на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 09.02.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать


Посмотреть «Плутон» в словарях и энциклопедиях:

ЯndexВикипедияКругосветKM.RU@mail.ruGoogle

«Кто такой Плутон»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.