28981 автор и 62 редактора ответили на 85229 вопросов,
разместив 135207 ссылок на 43426 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое кавай (каваий)?

РедактироватьВ избранноеПечать

Кавай, или каваий (в англ. транскрипции ромадзи — «kawaii») — феномен современной японской культуры, откуда этот термин вошел в лексикон поклонников аниме по всему миру; понятие, оценочная категория, и даже стиль. В основе его лежит японское слово, которое переводится как «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «любезный». Это субъективное определение может описывать любой объект, который индивидуум сочтёт прелестным. Первоначально использовалось для описания милых инфантильных существ — детей, маленьких животных, в особенности детенышей.

 

В японском языке слово «кавай» иногда имеет двойное значение («прелестный» и «маленький») и может относиться просто к чему-либо миниатюрному. Слово также используется для описания взрослых, демонстрирующих ребяческое или наивное поведение.

 

При произношении и записи по-русски слово нередко используется в форме «кавай», более удобной для словоизменения (например, «о кавае», «кавайный»), но далёкой от общепринятой системы записи японских слов. В молодёжном сленге появилось слово «кавайность».


История

 

С 70-х годов ХХ в. «прелесть» стала едва ли не повсеместно почитаемым аспектом японской культуры, развлечений, одежды, еды, игрушек, а также внешнего вида, стиля поведения и манер. В результате слово «Кавай» часто можно услышать в Японии, оно встречается и при обсуждении японских культурных явлений. Западные наблюдатели часто относятся к «кавай» с любопытством, так как японцы прибегают к такой эстетике, несмотря на пол, возраст и во множестве таких ситуаций, которые в западной культуре сочли бы неуместно инфантильными или легкомысленными (например, помимо прочего, в правительственных публикациях, коммунальных объявлениях и объявлениях о вербовке, в учреждениях, на пассажирских самолётах).

 

Элементы «кавай» встречаются в Японии повсеместно, в крупных компаниях и в небольших магазинчиках, в правительстве страны и в муниципальных учреждениях. Множество компаний используют «прелестные» талисманы (маскоты) для представления публике своих товаров и услуг. Например:

  • Пикачу, персонаж «Покемонов», украшает борта трёх пассажирских самолётов авиакомпании All Nippon Airways;
  • Банк Асахи изображает Миффи, персонажа голландской серии детских книжек, на некоторых пластиковых картах;
  • Все 47 префектур имеют «прелестных» персонажей-талисманов;
  • Японская почтовая служба использует талисман в виде стилизованного почтового ящика;
  • Каждое подразделение японской полиции имеет свои забавные талисманы, многие из которых украшают кобаны (полицейские будки).

Прелестная сувенирная продукция чрезвычайно популярна в Японии. Два крупнейших производителя такой продукции — Sanrio (производитель «Hello Kitty») и San-X. Товары с этими персонажами имеют большой успех в Японии как среди детей, так и среди взрослых.


«Кавай» также может использоваться для описания восприятия моды индивидуумом, обычно подразумевая одежду, кажущуюся (если не обращать внимания на размер) сделанной для детей, или одежду, подчёркивающую «кавайность» носителя одежды. Обычно (но не всегда) используются гофры и пастельные тона, в качестве аксессуаров часто используются игрушки или сумки, изображающие персонажей мультфильмов.

«Кавай» как культурное явление всё в большей степени признаётся частью японской культуры и национального самосознания. Томоёки Сугияма, автор книги «Cool Japan», считает, что истоки «прелести» лежат в почитающей гармонию японской культуре, а Нобоёси Курита, профессор социологии токийского Университета Мусаси, утверждает, что «прелесть» — это «волшебное слово», охватывающее всё, что считают приятным и желанным.


С другой стороны, часть японцев скептически относится к «кавай», считая его признаком инфантильного склада ума. В частности, Хирото Мурасава, профессор красоты и культуры Женского университета Осака Сёин, утверждает, что «кавай» — это «образ мышления, порождающий нежелание отстаивать свою точку зрения... Индивидуум, решивший выделиться, терпит поражение».

 

Журналист Обата Кадзуюки пишет: «Я не утверждаю, что мода на эти [«кавайные»] персонажи — это плохо или, наоборот, хорошо. Я только искренне желаю научить своего ребенка ценить прежде всего мир живой природы. Сложность в нашем случае заключается в том, что мы живем в Токио, средоточии мира «каваий», удаленном от природной среды. Поэтому в одной из комнат дома я установил аквариум, куда запустил пойманного мной в загородной реке карася. В такой безобидной форме я выражаю свой протест против вездесущего «каваий». К сожалению, я пока не заметил в моем ребенке интереса к самодостаточному миру природы, поселившемуся в этом маленьком аквариуме. Может, караси недостаточно «милы»… Но сдаваться я не собираюсь — непременно попробую придумать что-нибудь еще».


«Прелестная» сувенирная продукция и другие «кавайные» товары популярны в других странах восточной Азии, включая Китай, Тайвань и Корею. Слово «kawaii» хорошо известно, и в последнее время часто используется поклонниками японской поп-культуры (включая любителей аниме и манги) в англоговорящих странах, в Европе и странах СНГ. Более того, слово «kawaii» начинает становиться частью массовой англоязычной поп-культуры, войдя, например, в видеоклип Гвен Стефани «Harajuku Girls» и в список неологизмов, составленный студентами и выпускниками Райсовского университета города Хьюстона (США).


По аналогии со словом «кавай» и для создания комического эффекта часто употребляется слово «ковай» (яп. «страшный») и образованные от него «ковайный», «ковайность».

 

Источники и дополнительная информация:

  • ru.wikipedia — статья «Каваий» в Википедии;
  • web-japan.org — Исихара Соитиро, Обата Кадзуюки, Канно Каёко. Привлекательный мир «каваий» // Ниппония: журнал (Токио), 15 марта 2007 г. № 40.
  • kawaii.anime.org.ua — подборка статей о «kawaii».

Дополнительно на Genon.ru о Японии и японцах:

Последнее редактирование ответа: 22.01.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

РедактироватьВ избранноеПечать

«Что такое кавай (каваий)»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.