28979 авторов и 62 редактора ответили на 85229 вопросов,
разместив 135207 ссылок на 43426 сайтов, присоединяйтесь!

Кто создал Кунсткамеру?

РедактироватьВ избранноеПечать

Кунсткамера или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий.

 

Архитектура 

Башня кунсткамеры образует центральную часть здания, к которой примыкают два трехэтажных, удлиненных, прямоугольных в плане корпуса. Основной восьмигранный массив башни несет верхние цилиндрические ярусы, завершенные легким купольным покрытием. Низ башни обработан рустованными лопатками. Его вогнутая в плане фасадная стена декорирована нишами со скульптурой, расположенными по сторонам от главного входа. В нижних этажах башни находится анатомический музей, в вархних - обсерватория. Боковые корпуса предназначались для библиотеки и выставочных залов, примыкавших к башне; научные кабинеты были отнесены к противоположным концам крыльев, отмеченным на фасаде раскреповками и фигурными фронтонами. Остальная плоскость фасада обработанна на всу высоту лопатками. Сравнительно простая обработка крыльев здания выразительно противопоставленна сложной архитектуре и декоративной композиции башни, главенствующей в облике сооружения.


История
Пётр I во время «великого посольства» в 1697—1698 годах осматривал крупные преуспевающие города Голландии и Англии. Увидел и заморские кабинеты «кунштов», то есть редкостей, чудес. На страницах дневника, который приказал вести Пётр, часто мелькает восклицание «зело дивно!». Есть запись и о новейшей науке анатомии: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Петра очень заинтересовали подобные новшества и царь, не скупясь, закупал целые коллекции и отдельные вещи: книги, приборы, инструменты, оружие, природные редкости. Эти предметы и легли в основу «государего Кабинета», а потом и Петровской Кунсткамеры, первого российского естественно-научного музея.

Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Коллекция всё время разрасталась и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина, так называемые «Кикины палаты» (улица Шпалерная, дом 9).

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции. Завершенное здание было в своём роде уникальным: ничего похожего Европа ещё не знала. Оно было так всесторонне продуманно, что без серьёзного ремонта простояло до наших дней.

Здание построено в стиле петровского барокко, состоит их двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне —"Готторпский" (с 1754 Большой академический) глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук. Здесь работал М. В. Ломоносов.

В 1777—1779 интерьеры украшены 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных (скульптор М. П. Павлов), в 1819—1825 — росписями (художник Ф. Рихтер). Ввиду обилия материалов в 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический.

История коллекции
До Петра I в России коллекционировали в основном предметы искусства и исторические ценности, в состав же петровского собрания вошли экзотические растения и животные, анатомические препараты, оружие, инструменты, посольские дары и этнографические редкости. «Курьёзными», достойными внимания публики, Пётр I и его последователи считали и те изделия, которые изготовил сам царь: кубок из кокосового ореха, вазу из копыта лося, костяную табакерку и многое другое. Лейбниц советовал устроить музей так, «чтобы они служили не только предметом общего любопытства, но и средствами для усовершенствования художеств и наук».

Большая часть анатомического собрания принадлежала Фредерику Рюйшу, профессору ботаники и анатомии. Он изготовил уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. В 1717 году неравнодушный к диковинкам Пётр Великий купил 937, входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только русскому царю. Рюйш верил, что этот человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.

По инструкции царя библиотекарь и хранитель «государева Кабинета» Иоганн Шумахер объехал крупные города Европы и, посещая «музеи учёных людей, как публичные, так и приватные», а также аукционы, покупал картины, рисунки, зеркала, раковины, минералы, старинные предметы (антиквариат).

Невосполнимый урон музею был нанесен пожаром 1747 года, который оставил от здания только обгоревший остов. Тогда фактически были потеряны все этнографические коллекции Кунсткамеры.

Архитектор С. И. Чевакинский в 1754-1758 годах восстановил Кунсткамеру, но уже без верхнего яруса башни. Лишь спустя почти два века, архитектором Р. И. Каплан-Ингелем здание было воссоздано в первоначальном виде.

 

Разделы музея

  • Северная Америка
    В Кунсткамере имеются богатейшие коллекции по традиционной культуре и быту коренных народов Североамериканского континента — эскимосов, алеутов и индейцев. Особый интерес вызывают композиции: сцена лечения больного шаманом, ритуальный танец вызова дождя и другие.
  • Япония
    На этой экспозиции представлены быт и культура японцев и айнов. Одним из основных промысловых занятий на острове было рыболовство и Кунсткамера обладает большим собранием разнообразных снастей: крючков, сетей, ловушек. Самурайские доспехи выставленные на экспозиции поражают отделкой и сложной конструкцией.
  • Африка
    Зал, посвящённый Африке знакомит посетителей с историей и бытом многих народов, населяющих Африку южнее Сахары. На экспозиции представлены различные орудия труда, бывшие главными орудиями земледельцев. Также представлены предметы, искусно вырезанные из дерева и кости.
  • Китай и Монголия
    В Китае проживает 50 национальных меньшинств, и экспозиция, посвящённая народам Китая, характеризует лишь основные стороны их быта и культуры. Китай считается родиной фарфора и музей располагает многими предметами из фарфора. А также предметы из перегородчатой эмали, камня, дерева и кости. В зале Монголии интерес вызывает жилище кочевника — юрта, а также экспонаты с традиционным монгольским орнаментом. Им украшали одежду, орудия труда, седла, попоны и многое другое.
  • Индия и Индонезия
    Раздел музея, посвященный народам Южной Азии — один из самых богатых. В Кунсткамере большое собрание резного дерева, привезённого из разных районов Индии. Также представлены коллекции различных масок, старинные театральные костюмы, куклы театра марионеток. Индонезийский раздел обращает внимание на кинжалы-крисы. Лезвие этих кинжалов изготовлялось из особой стали и часто имело форму языка пламени. Также интересны материалы экспозиции, рассказывающие о теневом театре.
  • Австралия и Океания
    Здесь представлены примитивные орудия труда охотников и собирателей.
  • Анатомический раздел
    В этом разделе собраны экспонаты с анатомическими уродствами и разнообразные природные редкости, например, двухголовый ягнёнок, сиамские близнецы и многое другое.

Адрес и телефон

Санкт-Петербург, Университетская наб., д.3 (вход для посетителей с Таможенного переулка)

(812) 328-08-12

 

Часы работы 

  • Mузей работает с 11:00 до 18:00
  • касса открыта до 17:00.
  • Выходной день — понедельник
  • Санитарный день — последний вторник каждого месяца
     

Дополнительно

 

Источники информации 

  • wikipedia.org — описание Кунсткамеры в Википедии;
  • rusarh.ru —  архитектура Кунсткамеры;
  • walkspb.ru — история Кунсткамеры. 

Последнее редактирование ответа: 23.03.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать

«Кто создал Кунсткамеру»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.