28979 авторов и 62 редактора ответили на 85229 вопросов,
разместив 135207 ссылок на 43426 сайтов, присоединяйтесь!

Что такое Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)?

РедактироватьВ избранноеПечать

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — наука об общих законах развития искусственных систем.

Объектом ТРИЗ являются все искусственные системы. ТРИЗ вводит такие понятия, как ТРИЗный подход, ТРИЗное мышление и прочие.

ТРИЗ позиционирует себя  междисциплинарная наука, призванная объединить и систематизировать знания тех областей, которые до сих пор было принято считать различными и несовместимыми. Данная цель достигается в ТРИЗ за счёт анализа и выявления общих принципов, подходов, законов, закономерностей и тенденций развития в процессе научного познания. Наиболее весомыми теориями, объединяемыми ТРИЗ, можно назвать следующие:
  • Теория систем
  • Системные исследования
  • Теория принятия решений
  • Синергетика
  • Кибернетика
  • Теория информации
  • Теория управления
ТРИЗ предлагает мощные инструменты для средств анализа синтеза решений.

ТРИЗ разработана советским ученым и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Первая работа по ТРИЗ была опубликована в 1956 году. Основная суть ТРИЗ — выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем.

Г.С. Альтшуллер совместно с Р.Б. Шапиро в 1946 г. осознали необходимость создания технологии, позволяющей отказаться от метода проб и ошибок и направленно искать решение. Они проанализировали тысячи патентов и выяснили, что техника развивается закономерно. Эти закономерности можно познать и использовать для развития систем и при решении изобретательских задач. Они также выяснили, что для решения сложных изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия, т. е. определить корень проблемы и удалить этот корень.

Постулаты ТРИЗ:
  • Техника развивается по определённым законам.
  • Для решения изобретательских задач необходимо выявить и разрешить противоречия.
  • Изобретательские проблемы можно классифицировать и решить соответствующим методом.
  • Г.С. Альтшуллер пришел к выводу, что фундаментом будущей теории изобретательства должны быть законы развития технических систем.
  • Альтшуллером была разработана система законов развития техники.
Изобретательское и рутинное мышление

Отличие изобретательского и рутинного (традиционного) мышления. При рутинном мышлении мы ищем компромисс. В изобретательском мышлении мы выявляем противоречие, лежащее в глубине проблемы. Углубляя и обостряя противоречие, мы определяем первопричины, породившие данное противоречие. Разрешая противоречие, получаем результат без недостатков.

Основные функции ТРИЗ:
  • Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
  • Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
  • Развитие качеств творческой личности.
  • Вспомогательные функции ТРИЗ
  • Решение научных и исследовательских задач.
  • Выявление проблем, трудностей и задач при работе с техническими системами и при их развитии.
  • Выявление причин брака и аварийных ситуаций.
  • Максимально эффективное использование ресурсов природы и техники для решения многих проблем.
  • Объективная оценка решений.
  • Систематизирование знаний любых областей деятельности, позволяющее значительно эффективнее использовать эти знания и на принципиально новой основе развивать конкретные науки.
  • Развитие творческого воображения и мышления.
  • Развитие творческих коллективов.
Структура ТРИЗ
  • Законы развития технических систем (ТС).
  • Информационный фонд ТРИЗ.
  • Вепольный анализ (структурный вещественно-полевой анализ) технических систем.
  • Алгоритм решения изобретательских задач — АРИЗ.
  • Метод выявления и прогнозирования аварийных ситуаций и нежелательных явлений («Диверсионный анализ»).
  • Методы системного анализа и синтеза.
  • Функционально-стоимостный анализ.
  • Методы развития творческого воображения.
  • Теория развития творческой личности.
  • Теория развития творческих коллективов.
Информационный фонд
  • Система стандартов на решение изобретательских задач.
  • Задачи-аналоги.
Технологические эффекты:
  • физические,
  • химические,
  • биологические,
  • математические,
  • геометрические.
  • Приемы устранения противоречий и таблицы их применения.
  • Ресурсы природы и техники и способов их использования.
Области применения ТРИЗ

Первоначально ТРИЗ создавался для решения изобретательских задач в технических системах. Сегодня ТРИЗ используется для решения задач в различных областях, например:
  • бизнес,
  • естественные науки,
  • педагогика,
  • литература,
  • искусство и т.д.
Критика ТРИЗ

ТРИЗ задумывалась как «точная наука». Однако с течением времени критики ТРИЗ начали указывать на изъяны, которые, по их мнению, привели к застою в развитии ТРИЗ после смерти автора, а также к существенным сложностям в практическом ее применении. А именно:
  • В ТРИЗ была предпринята попытка сформулировать законы развития технических систем, которые должны были лечь в основу ТРИЗ и в основу общей методологии решения задач. Однако большинство из сформулированных законов таковыми не являются. Их скорее следовало бы назвать закономерностями развития техники, причем далеко не полными. По этой причине стройной методологии решения задач, основанной на законах развития, так и не появилось. А сформулированные законы в основном использовались в качестве методических обоснований к приводимым примерам изобретений.
  • Усовершенствование АРИЗ (создание новых модификаций от АРИЗ-77 до АРИЗ-85В) шло не по пути устранения допущенных неточностей в процедурах выявления противоречия, а по пути усложнения алгоритма. В результате последняя официальная модификация алгоритма АРИЗ-85В превратилась в чрезвычайно громоздкую и малопригодную для практического использования конструкцию.
  • В ТРИЗ так и не были найдены четкие механизмы перехода от сформулированного противоречия к его практическому разрешению. Это создавало серьезные сложности в решении реальных задач с помощью АРИЗ.
  • ТРИЗ декларировала отказ от методологии активизации перебора вариантов, однако часть так называемых инструментов ТРИЗ представляли собой именно такие методы (метод маленьких человечков, оператор РВС, вепольный анализ).
  • Вепольный анализ представлялся в ТРИЗ научным подходом, в основе которого заложен анализ закономерностей структурного развития технических объектов. Однако допущение использования в веполях несуществующих физических полей, а также возможность неоднозначной трактовки вепольных конструкций и правил их преобразования позволяют отнести вепольный анализ скорее к методам активизации перебора вариантов, чем к научному анализу.
  • Наиболее близким к идее формализации процедуры решения изобретательских задач было создание в ТРИЗ таблицы и приемов разрешения технических противоречий. Этот подход был основан на статистическом анализе существующих на то время описаний изобретений. Однако, несмотря на имеющиеся перспективы, он не получил в ТРИЗ дальнейшего развития и по причине ряда имевшихся недостатков и морального устаревания статистических выводов утратил свою актуальность для практического использования.
  • Распространено мнение о возможности внедрения ТРИЗ в реальное производство. Однако по своей сути ТРИЗ является индивидуальным методом решения задач, применение которого является личным выбором для человека. По этой причине сделать ТРИЗ частью того или иного производственного процесса затруднительно, хотя предприятие может организовать обучение ТРИЗ своих сотрудников с целью повышения их творческих возможностей.
  • В период своего активного развития (80-е годы ХХ в.), когда теории решения изобретательских задач начали обучать специалистов предприятий электротехнической отрасли в рамках внедрявшегося там метода функционально-стоимостного анализа (ФСА), указанные недостатки и ошибки успешно компенсировались энтузиазмом приверженцев ТРИЗ. Тем не менее, существующие изъяны ТРИЗ и уход из ТРИЗ в результате кризиса производства ее основных разработчиков, обнаруживших эти недостатки, привели к застою в развитии теории. Возможно, в этом основная причина того, что за последнее десятилетие в ТРИЗ не появилось ничего существенно нового. 

Современный ТРИЗ

Современный ТРИЗ включает в себя несколько школ, развивающих классический ТРИЗ и добавляющих новые разделы, отсутствующие в классике. Глубоко проработанное техническое ядро ТРИЗ (приёмы, АРИЗ, вепольный анализ) остаётся практически неизменным, и деятельность современных школ направлена в основном на переосмысление, реструктурирование и продвижение ТРИЗ, т.е. имеет больше философский и рекламный, чем технический, характер. В связи с этим современные школы ТРИЗ нередко упрекаются (как со стороны, так и взаимно) в бесплодии и пустословии. ТРИЗ активно применяется в области рекламы, бизнеса, искусства, раннего развития детей и так далее, хотя изначально был рассчитан на техническое творчество.


Классический ТРИЗ является общетехнической версией. Для практического использования в технике необходимо иметь множество специализированных версий ТРИЗ, отличающихся между собой номенклатурой и содержанием информационных фондов. Некоторые крупные корпорации применяют элементы ТРИЗ, адаптированные к своим областям деятельности.


В настоящее время отсутствуют специализированные версии ТРИЗ для стимуляции открытий в области наук (физики, химии, биологии и т.д.).


Главным препятствием в развитии ТРИЗ считают отсутствие методологии анализа исходной проблемной ситуации, диагностирования и прогнозирования проблем как источника постановки целей усовершенствований социотехнических систем.


Рекомендуемая литература по ТРИЗ

На русском языке

  • Альтшуллер Г.С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. — 1956. —№ 6. — С. 37-49.
  • Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать. — Тамбов: Кн. изд., 1961. — 128 с.
  • Бахтамов Р. Изгнание шестикрылого серафима. — М.: Детгиз, 1961. — 127 с.
  • Альтшуллер Г.С. Как работать над изобретением. О теории изобретательства. Азбука рационализатора. — Тамбов: : Кн. изд., 1963. — С. 274-304.
  • Альтшуллер Г.С. Основы изобретательства. — Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд., 1964. — 240 с.
  • Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. — М: Московский рабочий, 1969. — 272 с. (2-е изд. — 1973. 296 с.).
  • Теория и практика решения изобретательских задач / Под ред. Г. Альтшуллера. — Горький, 1976. — 198 с.
  • Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. — М.: Сов.радио, 1979. — 184 с. (Кибернетика).
  • Комплексный метод поиска новых технических решений / Авт.: М.И. Вайнерман, Б.И. Голдовский, В.П. Горбунов, Л.А. Заполянский и др. — Горький: Знание, 1989. Ч. 1. Основная последовательность действий. — 19 с. Ч.2. Операторы. — 34 с. Ч.3. Массивы информации. — 78 с.
  • Гарина-Домченко А.Н., Петров В.М. Творчество — твоя профессия: Методы технического творчества. – Л.: ВНИИ Профтехобразования. 1979. — 314 с.
  • Альтшуллер Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара: Как решать изобретательские задачи. — Петрозаводск: Карелия, 1980. 224 с.
  • Бородастов Г.Б., Альтшуллер Г.С. Теория и практика решения изобретательских задач. Учебно-методическое пособие.  М.: ЦНИИ Информации по атомной промышленности. — 1980. — 92 с.
  • Куприхин А.И. Основы научных исследований: Учеб. пособие. — Новосибирск: НЭИ, 1981. — 120 с.
  • Петров В.М. Современные методы научно технического творчества. — Л.: НПО «Уран», 1981. — 40 с.
  • Стандартные решения изобретательских задач: Метод. разработка / Сост. Г.С. Альтшуллер; ВИПК Минцветмет СССР. — Свердловск, 1982. — 34 с.
  • Альтшуллер Г.С. Алгоритм решения изобретательских задач «АРИЗ-82Г». — М.: ИПК М-ва хим. и нефтехим. машиностр, 1983. — 24 с.
  • Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. — Киев: Донецк: Вища школа. 1983. —– 184 с.
  • Альтов Г. И тут появился изобретатель: Научно-популярная книга. - М.: Дет. лит. 1984. — 126 с., (Знай и умей). 1987, 1989. — 142 с., 2000. — 160 с.
  • Жигулев Г.П., Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., В.П. Остриков В.П. Основы технического творчества. Учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Ин-т с.-х. машиностр., 1984. — 97 с.
  • Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Филатов В.И. Профессия — поиск нового (Функционально-стоимостный анализ и теория решения изобретательских задач как система выявления резервов экономики). – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1985. — 196 с.
  • Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
  • Злотина Э.С., Петров В.М. Методы научно-технического творчества. — Л.: ЛДНТП, 1987. — 20 с.
  • Дерзкие формулы творчества / Сост. А.Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1987. — 269 с. — (Техника-молодежь-творчество).
  • Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. — Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 381 с.
  • Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Теория и практика решения изобретательских задач. Методические рекомендации. — Кишинев, 1989. — 127 с
  • Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Мн.: Беларусь, 1994. — 479 с.
  • Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ-2). — Лат. регион. шк. науч.-техн. творчества молодежи. — Рига, 1987 .— 114 с.
  • Шевченко Ю.А. Техническое творчество: Учеб. пособие. — Фрунзе: ФПИ, 1987. — 100 с.
  • Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  • Голдовский Б.И. Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. — М.: Речной транспорт, 1990. (Методы анализа проблем и поиска решений в технике). — 112 с.
  • Рождение изобретения (стратегия и тактика решения изобретательских задач) / А.И. Гасанов, Б.М. Гохман, А.П. Ефимочкин и др. — М.: Интерпракс, 1995.
  • Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 432 с. (Библиотека практической психологии).
На английском языке
  • Altshuller, G. Creativity as an Exact Science «Gordon & Breach Science Publisher», New-York, London, Paris, 1987.
  • Arciszevsky, T. ARIZ-77: an Innovated Design Method» in the Journal of DMG of Californya Polytechnical State University «Design Method and Theories» 1988,V.2, N2, pp.796-820.
  • Altshuller, G. And Suddenly the Inventor Appeared: TRIZ, the Theory of Inventive Problem Solving. Translated by Lev Shulyak. Worchester, Massachusetts: Technical Innovation Center, 1996
  • Kaplan, S. Ph.D. An Introduction to TRIZ; The Russian Theory of Inventive Problem Solving. International Inc. 1996. 44 p.
  • Altshuller, G. 40 Principles: TRIZ Key to Technical Innovation. Translated and edited by Lev Shulyak and Steven Rodman. Worchester, Massachusetts: Technical Innovation Center, 1997.
  • Viktor R. Fey, Eugene I. Rivin. The Science of Innovation A managerial overview of the TRIZ methodology. The TRIZ Gorup. 1997
  • Clarke, Dana W. Sr. TRIZ: Through the Eyes of an American TRIZ Specialist; A Study of Ideality, Contradictions, and Resources. Ideation International Inc. 1997.
  • Terninko, John, Zusman, Alla and Zlotin, Boris. Systematic Innovation: An Introduction to TRIZ (Theory of Inventing Problem Solving), 1998
  • Altshuller G. The Innovation Algorithm. TRIZ, Systematic Innovation and Technical Creativity. Technical Innovation Center, Inc. Worcester, MA, 1999.
  • Salamatov Yuri. TRIZ: The Right Solution at the Right Time: A Guide to Innovative Problem Solving. Insytec, The Netherlands, 1999. 256 pages.
  • Altshuller G., Zlotin B., Zusman A. and Philatov V. Tools of Classical TRIZ. Ideation International Inc. 1999.
  • Boris Zlotin, Alla Zusman. Directed Evolution: Philosophy, Theory and Practice. Ideation International Inc. 1999.
  • TRIZ in Progress, Transactions of the Ideation Research Group. International Inc. 1999.
  • Kosse, Vladis. Solving Problems with TRIZ; an Exercise Handbook. International Inc. 1999.
  • Systematic Innovation: An Introduction to TRIZ, by John Terninko, Alla Zusman, and Boris Zlotin
  • Kaplan, Stan, Zlotin, Boris and Zusman, Alla. New Tools for Failure and Risk Analysis. International Inc. 1999.
  • Zlotin, Boris and Zusman, Alla. Directed Evolution: Philosophy, Theory and Practice. Ideation International Inc. 2001.
Книги по ТРИЗ в Интернет
Организации

Сайты в Интернете:

  • altshuller.ru — сайт Официального Фонда Г.С. Альтшуллера;
  • metodolog.ru — сайт, посвящённый изобретательским задачам и методам их решения;
  • trizland.ru — всё о ТРИЗ: обучение, проблема, творчество, идея, задача, креативный успех, методика и мышление;
  • groups.google.com — группа «Философия ТРИЗ».

Источники и дополнительная информация: 

  • ru.wikipedia.org — теория решения изобретательских задач;
  • ru.wikipedia.org — структура и функции ТРИЗ;
  • triz.org.ua — энциклопедия ТРИЗ;
  • ru.wikibooks.org — «Основы теории решения изобретательских задач» (В. Петров);
  • ru.wikibooks.org — терминологический словарь ТРИЗ.

Последнее редактирование ответа: 07.09.2009

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Что такое Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.