28979 авторов и 62 редактора ответили на 85226 вопросов,
разместив 135204 ссылки на 43424 сайта, присоединяйтесь!

Какие посты существуют в Православной церкви?

РедактироватьВ избранноеПечать

Пост — религиозный запрет или ограничение на определенный срок всей пищи или ее отдельных видов (особенно мяса, рыбы и молочных продуктов). Во всех религиях посту придается духовно-нравственное значение, он считается действенным средством «очищения и обновления человеческой души». Посты бывают многодневные и однодневные.

 

Корни поста уходят в глубокую древность, когда недостаток в пище требовал от людей ограничения в еде, что приобрело форму узаконенных обычаями запретов — табу. Согласно богословским представлениям, пост служит подготовкой для восприятия божественных истин.

 

В христианстве молитва с постом — средство приближения к Богу, ограничение плотских похотей с целью духовного очищения и возрастания. В православии и католицизме пища разделяется на постную (допустимую) и скоромную (запрещенную в пост). Подробнее об этом см. в данном ответе. Протестантизм более склонен подчеркивать духовный смысл поста, нежели пищевые ограничения. 

 

В русском Православии пост занимает около 200 дней в году; многодневных постов — четыре: самый главный и строгий Великий пост длится в течение семи недель перед Пасхой; Рождественский, или Филиппов, пост, продолжающийся 40 дней, — перед Рождеством Христовым; Петров пост начинается через неделю после Троицы и продолжается до дня памяти апостолов Петра и Павла; Успенский пост — перед праздником Успения (14 дней). Однодневные посты предусмотрены по средам, пятницам, в дни праздников Усекновения главы Иоанна Предтечи, Воздвижения Креста Господня, в канун Богоявления, а также в другие дни года. Подробнее об этом см. в данном ответе.

 

В протестантских церквах пост обычно предусматривает кратковременное полное воздержание от пищи (иногда и воды — «сухой пост») и бывает как коллективным (по согласию церкви или группы ее членов), так и индивидуальным. 

 

В иудаизме наряду с общественным постом (в Йом-Кипур, в дни памятных событий) существует индивидуальный пост по обету, а также в дни почитания памяти родителей. 

 

В исламе предписывается пост «ураза» в течение священного месяца рамадана.

 

Великий пост греч. Τεσσαρακοστη; лат. Quadragesima] — в исторических церквах: период литургического года, предшествующий Страстной седмице и празднику Пасхи. В связи с тем, что Пасха может попадать на разные числа календаря, Великий пост также каждый год начинается в разные дни.

 

Пост — это подготовка к Светлому Христову Воскресению (Пасхе) путем покаяния, углубления внутренней духовной жизни. Он представляет собой как бы маленькое доказательство, проверу истинности и силы любви и веры. Христианская жизнь немыслима без подвига — т.е. без того усилия, которое предпринимает верный, чтобы избавиться от грехов и страстей для следования воле Божьей. В этом усилии значительное место занимает пост. Он является одним из самых действенных орудий в духовной борьбе.

 

Истинный пост есть воздержание от всякого зла. Пророк Исаия противопоставлял внешний, телесный, лицемерный пост истинному, духовному:

Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?

 

Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя (Ис. 58:2–8).

Постящегося телесно Церковь призывает поститься и духовно. Ум должен поститься (воздерживаться) от суетных помышлений, память — от злопамятства, воля — от злого хотения, язык — от осуждения, лжи, праздного слова. Без всего этого пост становится диетой.


Великий Пост — самый продолжительный из всех многодневных постов в Православии. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют название «святая четыредесятница». Седьмая, последняя неделя перед Пасхой — Страстная седмица.

 

Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина. Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы — литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.).

 

Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей, посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» (VI–VII вв.).

 

В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели — «Лазарева суббота» — посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Последняя неделя называется Страстной седмицей.

 

Установление Великого поста в ранней Церкви


Формирование структуры и принципов проведения Великого поста заняло несколько столетий и было тесно связано с развитием церковного года. Истоки Великого поста следует видеть в пасхальном посте, который во II–III вв. совершался в пасхальную ночь в память Страстей Христовых (сама Пасха изначально понималась христианами двояко: как праздник Воскресения или/и как воспоминание Страстей) и прекращался с рассветом, когда совершалась Евхаристия. Продолжительность этого поста в разных местностях была неодинаковой, уже в III в. он мог длиться от одного дня до 40 часов или целой седмицы. В частности, 40-часовой пост, проводившийся в полном воздержании от пищи, уже соединял в себе два основных значения, которые позже легли в основу Великого поста — подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане (Мф 4:1–2; Мк 1:12–13; Лк 4:1–2) и подготовку к празднику Пасхи.

 

Шестидневный пост перед Пасхой отмечается в сирийской «Дидаскалии апостолов» (III в.) и в 1-м каноническом послании Дионисия Великого (ум. 265). В александрийских источниках 2-й пол. III — IV в. появляются упоминания уже о 40-дневном посте; неясным остается вопрос о том, был ли изначально связан такой пост с Пасхой или нет. Еще один источник, из которого возник Великий пост — это предкрещальный пост: в древней Церкви существовал обычай совершать таинство крещения в пасхальную ночь, а практика поститься перед принятием крещения существовала в Церкви еще в I в. (см., напр. Дидахе 7:4); предкрещальный и предпасхальный посты могли объединиться.

 

Пост начинался за шесть недель до Пасхи, а число 40 достигалось исключением субботы и воскресенья накануне Пасхи из счета дней. Характерно, что этот пост в посланиях свт. Афанасия ни разу не соотносится с 40-дневным пребыванием Христа в пустыне (хотя упоминаются посты Моисея, Давида и Даниила как прообразы), но рассматривается как аскетическая подготовка к празднику Пасхи.

 

К концу IV — нач. V в. уже повсюду в церквах был принят 40-дневный Великий пост, хотя счет его дней велся в различных местностях по-своему; отличались и правила пощения. Обязательность Великого поста для всех была закреплена 69-м Апостольским правилом в к. IV в.

 

Великий пост и сырная седмица


Сырная седмица (известная в быту как Масленица) имеет ряд особенностей, сближающих ее с Великим постом: в это время запрещается вкушение мяса, служба среды и пятницы совершается по уставу, близкому к великопостному. Установление недельного поста, предваряющего Великий пост, относится ко времени ок. VII в.; на Востоке он получил всеобщее распространение.


Духовное содержание Великого поста


Святоотеческое учение о Великом посте неотделимо от учения о посте вообще. Пост понимается прежде всего как время особого покаяния и как инструмент для достижения подлинной молитвы, удаления от зла, угашения страстей, смирения перед Богом, духовного роста, внутреннего очищения и обновления. С постепенным распространением практики редкого причащения Великий пост стал пониматься и как время, когда следует особенно стремиться к принятию причастия.

 

Отцы Церкви часто сравнивали Великий пост с сорокалетним странствованием избранного народа по пустыне. Из Библии известно, что для того, чтобы народ не впадал в отчаяние, а также для того, чтобы открыть ему главную и высшую Свою цель в течение этого сорокалетнего странствования, Господь совершил многие чудеса. По аналогии с этим странствием строят отцы и свое объяснение сорокадневного Поста. Его конечная цель — Пасха, обетованная земля Царствия Божия. Однако и в конце каждой недели Великого Поста происходит как бы некая «передышка», предвкушение этой цели. Эти два дня, суббота и воскресение, когда совершается евхаристия, на духовном пути поста имеют особое значение.

 

Суббота, день по завершении творения, день «мира сего», стала во Христе днем ожидания, предшествующим Дню Господню. Претворение субботы произошло в Великую и святую Субботу, когда Господь, исполнив все дела Свои, почил во гробе. На следующий день, «первый день после Субботы», Жизнь воссияла из гроба, мироносицам было сказано: «Радуйтесь!», и начался первый день Нового Творения. В этом новом дне Церковь участвует и вступает в него в воскресенье. Но она все еще живет и странствует в «мире сем», который в своей мистической глубине стал субботой, потому что, как говорит апостол Павел, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:34).

 

В течение Великого поста значение суббот выявляется особенно ярко, так как цель Поста — восстановить христианское значение времени как приготовления и странничества: «... прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Пет. 2:11). Эти субботы связывают великопостный подвиг с будущим исполнением и, таким образом, придают посту его особый, духовный ритм.

 

Главное значение великопостных воскресений раскрывается в чтениях Апостола и Евангелия. Чтобы понять их порядок, нужно вспомнить первоначальную связь Поста с крещением, смысл его как приготовления к крещению. Эти чтения составляли неотъемлемую часть раннего христианского оглашения: они объясняют и как бы подытоживают приготовление оглашенных к пасхальному таинству крещения. Крещение открывает вход в новую жизнь, дарованную Христом. Эта новая жизнь еще только возвещена и обещана оглашенному, но он ожидает и принимает ее верой.

 

В середине прошлого века известный православный литургист, прот. А. Шмеман отмечал:

...Нам надо вернуться к идее и опыту Великого поста как духовного странствия, цель которого — перенести нас из одного духовного состояния в другое... Большинство современных христиан не понимает этой цели Великого поста и видит в нем только тот период года, когда они должны исполнить свои религиозные обязанности, причаститься (один раз в год!) и подчиниться некоторым ограничениям в пище, которые скоро будут возмещены полным «разрешение» поста в Пасхальные дни. И благодаря тому, что не только светские люди, но и многие священники восприняли это простое и формальное понимание Великого Поста, его истинный дух почти исчез из жизни. Восстановление богослужебного и духовного значения Великого Поста — одна из важнейших и насущных задач наших...

В современной практике вседневные службы Великого поста совершаются в целом согласно с предписаниями Иерусалимского устава. В эти дни, согласно русской певческой традиции, используются особые напевы, ни в какие другие дни года не звучащие. Во время богослужений преимущественно используются темные цвета облачений (напр., в современной практике РПЦ принято совершать седмичные службы Великого поста в черных облачениях, воскресные и службы трёх последних дней Страстной седмицы — в фиолетовых, по субботам служат в белом или фиолетовом, иные цвета используются лишь на немногочисленные праздники в период Великого поста).

 

В будние дни Великого поста (кроме 1-й седмицы) в современной практике РПЦ может совершаться общее елеосвящение для всех желающих (в дореволюционной традиции оно происходило только в некоторых больших соборах и было закреплено за Великим четвергом).

 

На время Великого поста христиане стараются воздерживаться от обычных развлечений (напр., посещения театров и кино), чтобы больше времени посвятить чтению духовных книг и участию в богослужении. Пост соблюдается верными в разной степени, по мере сил каждого и с благословения священника. 1-я, 4-я и Страстная седмицы обычно отмечаются усиленным постом.


Великий пост в Римской церкви


По сообщению Сократа Схоластика (V в.), древнейшим в Риме был трёхнедельный пост, причем по субботам, как и в Александрии, евхаристия не совершалась. При папе Льве Великом (440–461) Великий пост составлял уже 6 седмиц, включая Страстную (таким образом, пост был короче на седмицу, чем в Константинополе). Постными считались все дни, кроме воскресений, но включая субботы. Великие пятница, суббота и Пасха составляли triduum sacrum — священное триденствие (после IX в. triduum стали отсчитывать от Великого четверга).

 

Принятые в V–VI вв. в Риме для Великого поста 6 седмиц без воскресений дают в целом только 36 дней, поэтому не позднее VII в. Великий пост в Римской Церкви был удлинен еще на 4 дня — его начало с 6-го воскресенья (которое собственно и называется Quadragesima — Четыредесятница) до Пасхи было перенесено на предшествующую среду. В таком виде Великий пост стал в Католической церкви общепринятым. Месса в течение Великого поста первоначально совершалась, видимо, только по воскресеньям. В позднейших памятниках месса совершается во все дни Великого поста (единственные дни без мессы в римском обряде — Великие пятница и суббота).

 

В Риме, как и в других городах христианского мира, Великого поста был связан с огласительным циклом, а также с принятием кающихся. Днями, особо связанными с оглашением, были среда, пятница и суббота 3-й и 4-й седмиц Великого поста (соответствуют византийским 4-й и 5-й седмицам). Оглашаемые принимали крещение на Пасху, кающиеся же допускались к покаянию в среду перед воскресеньем Quadragesima и вновь принимались в церковное общение в Великий четверг.

 

С XI в. на Западе распространился обряд, первоначально связанный с принятием кающихся, посыпать в среду (т.е. в первый день Великого поста) голову освященным пеплом. С XVI в. наименование «Пепельная среда» (Feria IV Cinerum) было официально закреплено за средой, с которой начинается Великого поста. Обычным цветом облачений был фиолетовый.

 

На протяжении Великого поста в Средневековье запрещалось вкушение скоромного; в будние дни ели только один раз, в послеполуденное время. Во 2-й пол. XX в. Великий пост в католичестве был официально превращен из поста просто в особый период года, имеющий лишь некоторые богослужебные особенности, так как папа Павел VI Апостольской конституцией Paenitemini (17 февраля 1966 г.) отменил каноническую обязанность соблюдения поста в период Великого поста, предписав в качестве обязательного для всех лишь пост Великой пятницы.

 

См. также: Как питаться в Великий пост?

 

Источники и дополнительная информация:

  • sr.artap.ru — статья «Пост» в кн.: Новейший словарь религиоведения / Авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
  • pravenc.ru — материал о Великом посте в Православной энциклопедии;
  • krotov.info — прот. А. Шмеман. Великий пост;
  • glossword.info — материал из Церковного словаря.

Дополнительно на Genon.ru о Библии и религии:

Последнее редактирование ответа: 10.03.2011

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     

РедактироватьВ избранноеПечать

«Какие посты существуют в Православной церкви»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.