| 
 Литературные направления и его основные признаки 
 | 
 Представители литературы 
 | 
| 
   
КЛАССИЦИЗМ (XVII — начало XIX века) 
  
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 
2) Гармония содержания и формы. 
3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 
4) Простота, стройность, логичность изложения. 
5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия. 
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами. 
7)  Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма,  трагедия, ода;  «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира,  любовное  стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.  
 | 
   
Франция: 
П. Корнель, 
Ж. Расин, 
Ж.-Б. Мольер, Ж. Лафонтен. 
  
Россия: 
М.В. Ломоносов, 
А.П. Сумароков, Я.Б. Княжнин, Г.Р. Державин. 
 | 
| 
   
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века) 
  
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 
3) Ведущая тема — тема смерти. 
4)  Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается   второстепенное значение); изображение души простого человека, его   внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. 
 | 
   
Англия: 
Л. Стерн, С. Ричардсон;
  
Франция: 
Ж.-Ж. Руссо. 
  
Германия: 
И.В. Гете. 
  
Россия: 
Н.М. Карамзин. 
 | 
| 
   
РОМАНТИЗМ (конец XVIII — XIX век) 
  
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 
2)  Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с  современной  действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического  героя в  идеальный мир). 
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 
4)  Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с  ее особым  внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. 
 | 
   
Германия: 
Э.-Т.-А. Гофман.
  
  
Англия: 
Д.Г. Байрон, В. Вордсворд, П.Б. Шелли, Д. Китс. 
  
Франция: 
В. Гюго. 
  
Россия: 
В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, М.Ю. Лермонтов. 
 | 
| 
   
РЕАЛИЗМ (XIX — XX век) 
  
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 
3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 
4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. 
 | 
   
Англия: 
Ч. Диккенс, В. Теккерей. 
  
Франция: 
Стендаль, О. Бальзак. 
  
Россия: 
А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов. 
 | 
| 
   
НАТУРАЛИЗМ (последняя треть XIX века) 
  
1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 
3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 
4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. 
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. 
 | 
   
Франция: 
Э. Золя, А. Хольц, братья Э. и Ж. Гонкур. 
  
Россия: 
П.Д. Боборыкин «Китай-город», Н.А. Некрасов «Петербургские углы», Д.В. Григорович «Петербургские шарманщики», В.И. Даль «Уральский казак»;  
нравоописательные очерки 
Г.И. Успенского, В.А. Слепцова, А.И. Левитова,  
М.Е. Салтыкова-Щедрина. 
 | 
| 
   
МОДЕРНИЗМ (см. ниже информацию о каждом течении): 
- Символизм
 
- Импрессионизм
 
- Акмеизм
 
- Футуризм
 
- Экспрессионизм
 
  | 
   
 | 
| 
   
СИМВОЛИЗМ (1870 — 1910-е годы) 
  
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 
5) Искусство как интуитивное постижение мира. 
6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 
7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства. 
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 
9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 
10) Собственное мифотворчество. 
 | 
   
Франция: 
Ш. Бодлер, А. Рембо. 
  
Бельгия: 
М. Метерлинк. 
  
Россия: 
Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый. 
 | 
| 
   
АКМЕИЗМ (1913 — 1914 в России) 
  
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 
4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 
6) Отчетливость, определенность образов ( в противовес символизму). 
7) Изображение предметного мира, земной красоты. 
 | 
   
Россия: 
Н.С. Гумилев, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова (раннее творчество), М.А. Кузьмин. 
 | 
| 
   
ФУТУРИЗМ (1909 (Италия), 1910 — 1912 (Россия)) 
  
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 
2) Опора на новейшие научные и технологические  достижения. 
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 
6) Поиск новых ритмов, рифм. 
7) Установка на произносимый текст (декламация). 
  
 | 
   
Россия: 
И. Северянин, В. Хлебников (раннее творчество), Д. Бурлюк, А. Крченых, В.В. Маяковский. 
 | 
| 
   
ИМПРЕССИОНИЗМ (последняя треть XIX — начало ХХ века) 
  
1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 
2) Фрагментарность композиции. 
3) Ассоциативность образных связей. 
4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 
5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. 
 | 
   
Франция: 
Г. де Мопассан, П. Верлен, М. Пруст. 
 | 
| 
   
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (1910 — 1920-е годы (Германия)) 
  
1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия. 
2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 
3) Тяготение к абстрактности. 
4) Использование приема фантастического гротеска. 
 | 
   
Россия: 
черты экспрессионизма в творчестве Л.Н. Андреева, Ф.К. Сологуба, А. Белого. 
 | 
| 
   
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (середина ХХ века (Франция)) 
  
1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 
2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. 
3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе. 
 | 
   
Франция: 
Ж.П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар. 
 | 
| 
   
ПОСТМОДЕРНИЗМ (вторая половина XX века) 
1) Фрагментарность. 
2) Ирония. 
3) Чёрный юмор. 
4) Интертекстуальность. 
5) Пастиш. 
6) Метапроза. 
7) Временное искажение. 
8) Магический реализм. 
9) Максимализм. 
10) Минимализм. 
 | 
   
  |