Остановочный путь — это расстояние, которое проходит транспортное средство (автомобиль, поезд, трамвай и т.п.) с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.
 
Остановочный путь включает в себя:
- расстояние пройденное автомобилем за время реакции водителя;
 
- расстояние пройденное автомобилем за время срабатывания тормозной системы;
 
- тормозной путь.
 
Время реакции водителя — это время с момента обнаружения им опасности до совершения необходимых действий, таких как, например, перенос ноги на педаль тормоза, нажатие на неё.
 
Диапазон этого значения очень большой — от 0,2 до 1,2 с и зависит от навыков водителя, положения его тела, рук и ног относительно органов управления автомобилем, от его психо-эмоционального состояния. Время реакции увеличивается при утомлении, заболеваниях и крайне сильно возрастает при алкогольном или наркотическом опьянении. За это время автомобиль может пройти почти половину остановочного пути. Если заранее будете прогнозировать дорожные ситуации, а так же правильно оценивать ситуации на дороге, в тех местах, где возможна опасность заранее перенесете ногу с газа на педаль тормоза, то сэкономите 0,2—0,3 с — в условиях дорожного движения это очень много.
 
Следует так же не забывать, что в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях дождя, тумана, сумерек и т.п.) скорость встречных автомобилей воспринимается гораздо ниже, а расстояние до них кажется большим, чем есть на самом деле.
 
Время срабатывания тормозной системы — это время с момента нажатия на педаль тормоза до приведения в действие тормозного устройства. Зависит от качества и состояния тормозной системы, обычно принимается равным 0,2 с.
 
Тормозной путь — это расстояние, проходимое транспортным средством от момента привода в действие тормозного устройства до полной остановки.
 
Тормозной путь зависит от многих факторов:
- скорость движения;
 
- дорожное покрытие;
 
- погодные условия;
 
- состояние колес и тормозной системы;
 
- способ торможения;
 
- вес автомобиля.
 
В любом руководстве по эксплуатации автомобиля есть данные по тормозному пути, указано это значение при определенной скорости на сухом покрытии.
 
Расчет длины остановочного пути
 
Sо = S1 + S2 + S3 + S4 = (t1 + t2 + 0,5t3) · Vа + Vа / 2j, где:
- S1 + S2 + S3 + S4 — пути автомобиля за промежутки времени t1, t2, t3, t4:
 
- t1 — время реакции водителя, с;
 
- t2 — время срабатывания тормозной системы, с;
 
- t3 — время нарастания замедления, принимаем равным 0,3 с;
 
- t4 = Va / j − 0,5t3 — время полного торможения, с;
 
- Vа — начальная скорость автомобиля, м/с;
 
- j — установившееся замедление автомобиля при торможении: j = f·g (где f — коэффициент продольного сцепления шин с дорогой — замеряется на месте ДТП с помощью «пятого колеса» или переносных приборов, а g — ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2). Для простоты расчетов, принимают равным: для мокрого покрытия — 5 м/с2, для сухого покрытия 5,2—6,8 м/с2.
 
Расчет начальной скорости транспортного средства (Vа) в зависимости от длины его тормозного следа (юза)
                             _____
Vа = 0,5 · t3 · j + √2·Sю·j, где:
- Sю — длинна тормозного следа (юза), м.
 
 
Расчет длины тормозного следа (юза) транспортного средства
 
Sю = Kэ · Vю · Vю / (254 · φc), где:
- Кэ — тормозной коэффициент или коэффициент эксплуатационного состояния тормозов (для легковых автомобилей — 1,2; для грузовых 1,3—1,4; при скоростях движения более 90—100 км/ч принимают 2,4);
 
- Vю — скорость транспортного средства в начале торможения, км/ч;
 
- φc — коэффициент сцепления с дорогой:
 
| 
 Тип покрытия 
 | 
 Коэффициент   сцепления с дорогой 
 | 
| 
 Сухая поверхность 
 | 
 Мокрая поверхность 
 | 
| 
 Асфальтобетонное, цементобетонное   покрытие 
 | 
 0,7-0,8 
 | 
 0,35-0,45 
 | 
| 
 Щебеночное покрытие 
 | 
 0,6-0,7 
 | 
 0,3-0,4 
 | 
| 
 Грунтовая дорога 
 | 
 0,5-0,6 
 | 
 0,2-0,4 
 | 
| 
 Дорога, покрытая   укатанным снегом 
 | 
 0,2-0,3 
 | 
 0,2-0,3 
 | 
| 
 Обледенелая дорога 
 | 
 0,1-0,2 
 | 
 0,1-0,2 
 | 
 
Источники информации: