Психолингвистика — дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1950-х гг.
Психолингвистика, как область лингвистики, изучает язык прежде всего как феномен психики. С точки зрения психолингвистики, язык существует в той мере, в какой существует внутренний мир говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Поэтому психолингвистика не занимается изучением «мертвых» языков — таких, как старославянский или греческий, где исследователям доступны лишь тексты, но не психические миры их создателей.
Психолингвистику не следует рассматривать как отчасти лингвистику и отчасти — психологию. Это комплексная наука, которая относится к дисциплинам лингвистическим, поскольку изучает язык, и к дисциплинам психологическим, поскольку изучает его в определенном аспекте — как психический феномен. А поскольку язык — это знаковая система, обслуживающая социум, то психолингвистика входит и в круг дисциплин, изучающих социальные коммуникации, в том числе оформление и передачу знаний.
Человек рождается, наделенный возможностью полного овладения языком. Однако этой возможности еще предстоит реализоваться. Чтобы понять, как именно это происходит, психолингвистика изучает развитие речи ребенка. Психолингвистика исследует также причины, по которым процесс развития речи и ее функционирование отклоняются от нормы. Следуя принципу «что скрыто в норме, то явно в патологии», психолингвистика изучает речевые дефекты детей и взрослых. Это дефекты, возникшие на ранних этапах жизни — в процессе овладения речью, а также дефекты, явившиеся следствием позднейших аномалий — таких, как мозговые травмы, потеря слуха, психические заболевания.
Вот вопросы, которые традиционно занимают психолингвистов:
- Симметрично ли устроен процесс распознавания звучащей речи и процесс ее порождения?
- Чем отличаются механизмы овладения родным языком от механизмов овладения языком иностранным?
- Какие механизмы обеспечивают процесс чтения?
- Почему при определенных поражениях мозга возникают те или иные дефекты речи?
Разделы психолингвистики
- описанием речевых сообщений на основе изучения механизмов порождения и восприятия речи,
- изучением функций речевой деятельности в обществе,
- исследованием связи между речевыми сообщениями и свойствами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в сообщения, интерпретация их слушающим),
- анализом языкового развития в связи с развитием личности.
Социально-культурные и эмоциональные особенности
В связи с тем, что обоняние относится к филогенетически самым первым ощущениям, оно тесно связано с эмоциями, многие запахи приобретают устойчивую субъективную или ситуационную эмоциональную окраску.
Источники информации: