Известия летописей, находки археологов,   записи старинных обычаев и поверий,   сделанные учёными XIX в., позволяют   буквально по крупицам воссоздать сложную   и оригинальную религиозную систему   восточных славян.
 
Во второй половине I тыс. н.э. главным   божеством восточных славян был Перун, бог   молнии, грозы, войны, оружия. С.М. Соловьёв,   выдающийся историк XIX в., считал, что Перун   носил ещё другое имя — Сварог; некоторые   исследователи называют Сварога богом неба   или небесного огня. Сварог породил двух   сыновей, двух Сварожичей: Солнце и Огонь. В   Ипатьевской летописи сказано: "И по сем (т.е.   после Сварога) царствовал сын его, именем   Солнце, его же называют Даждьбог..."   Братом Солнца, сыном Свароговым называют   также и огонь: "Огню моляться, зовут его   Сварожичем".
 
Сварог-Перун в народном воображении   представлялся божеством-воителем, оружие   которого было направлено против злых   духов; вероятно, действию злых духов   приписывали сгущение атмосферы,   прекращавшееся после грозы. Народные   обычаи оказались настолько сильны, что ещё   в XIX в. многие люди, особенно в сельской   местности, во время грозы затворяли окна,   опрокидывали вверх дном сосуды (например,   чайные чашки и рюмки), веря, что злые духи,   гонимые молнией, стараются спрятаться в   каком-нибудь отверстии. На связь Сварога-Перуна   с оружием указывает обычай клясться перед   Перуном, положив рядом оружие.
 
Среди славян было распространено   поклонение Солнцу. Бог Солнца назывался   Хоре (Хорос) или Ярило. Обожествлялись   также месяц и звёзды, находившиеся с   Солнцем в "родственных" отношениях.
Бог Волос (Велес) считался покровителем   скота. В летописи он назван "скотьим"   богом. Бога ветра и повелителя вихрей   звали Стрибогом. Наибольшие разногласия   вызывает славянское божество по имени   Симаргл (Семаргл), идол которого   упоминается в летописи среди других,   поставленных Владимиром Святославичем на   холме в Киеве. Исследования современных   учёных указывают на его иранское   происхождение — он близок к персидскому   Симургу (вещей птице в иранской мифологии).
 
Мокошь (Макошь) — женское божество, до сих   пор остающееся не разгаданным до конца.   Указывая на обычай чехов молиться и   приносить жертву Мокоши во время засухи,   некоторые исследователи видят в ней   богиню воды, дождя, непогоды, грозы, т.е.   богиню плодородия. Другие предполагают   связь Мокоши с прядением и ткачеством.   Мокошь невидима, но об её присутствии   можно узнать по жужжанию веретена. Её   представляют в виде женщины с длинными   руками. Ещё в XIX столетии крестьянки   боялись Мокоши и приносили ей жертвы, дабы   она не путала пряжу. В XVI в. на исповеди   священник укоризненно спрашивал женщин:   "Не ходила ли к Мокоши?" По народным   поверьям, если эту богиню удавалось   умилостивить, она якобы помогала женщинам   прясть или даже сама пряла в их отсутствие.
 
Трудно сказать, были ли у восточных   славян жрецы, — точных сведений о них нет.   Лишь изредка летопись называет   таинственных "волхвов", явно   связанных с языческими верованиями и   долгое время боровшихся против   христианства. Однако их роль в религиозных   обрядах неясна. Скорее всего культовые   ритуалы совершались старейшинами племени   и рода или князьями. В княжеском кургане   Чёрная Могила наряду с другими вещами   археологи обнаружили предметы культового   назначения — бронзового идола, жертвенный   нож, игральные кости, служившие, вероятно,   для обрядовых гаданий.
В летописях нет никаких известий о   языческих храмах. Однако археологические   раскопки дают некоторое представление о   том, как выглядели восточнославянские   языческие святилища. Они располагались   обычно на вершине холма или на большой   поляне в лесной болотистой местности и   представляли собой ровную площадку   округлой формы иногда с чуть приподнятой   серединой или, наоборот, с воронкообразным   углублением в центре. Площадка окружалась   одним или двумя рвами и невысокими валами.   Иногда внутренний вал ограждался   частоколом. В центре стоял деревянный   столб (идол), а рядом жертвенник, где и   сейчас ещё находят кости животных,   принесённых в жертву. Места, где   поклонялись идолам, назывались "капища" (от старославянского "капь" —   изображение, идол), а те, где приносились   жертвы (требы), — "требища". Возможно,   первоначально, в глубокой древности,   жертвенниками служили горы, скалы, камни   огромной величины, деревья с большими   кронами. Одно из таких святилищ,   посвящённых Перуну, согласно Новгородской   летописи, находилось в урочище Перынь близ   озера Ильмень, недалеко от Новгорода.   Здесь стоял деревянный идол Перуна,   который, как сообщает летопись, после   крещения Руси в 988 г. был срублен и сброшен   в реку Волхов. Ров, окружавший культовую   площадку, имел восемь дугообразных   выступов в виде цветка, на которых   разжигали ритуальные костры во время   языческих праздников, а на восточном   выступе горел неугасимый огонь. В центре   возвышались вертикальный столб или статуя   бога, вокруг которой располагались   изображения других славянских божеств.
 
Из поколения в поколение передавалось   предание о священном Перуновом холме. Даже   в XIX в. моряки, проходившие на судах мимо   Перыни, бросали в воду монеты — приносили   жертву Перуну.
В славянских   поселениях находят каменных и деревянных   идолов — фигуры богов. Так называемый   Новгородский идол, обнаруженный в 1893 г. при   расчистке русла Шексны и Белозерского   канала, высечен из гранита. Его высота 0,75 м.   Примитивным рельефом выполнены глаза, рот   и подбородок. Голова идола увенчана шапкой.
 
Наиболее   примечательным памятником славянского   язычества является четырёхглавый   Збручский идол, найденный в XIX в. на реке   Збруч, притоке Днестра, и ныне находящийся   в Краковском археологическом музее.   Условно этот идол назван Святовитом.   Изваяние представляет собой высокий   четырёхгранный столб высотой 3 м, на каждой   стороне которого имеются серии   изображений. Три горизонтальных яруса   изображений символизируют деление   Вселенной на небо — мир богов, землю,   обжитую людьми, и преисподнюю (подземный   мир), таинственные обитатели которой   держат на себе землю. Наверху, на каждой   стороне столба, увенчанного одной общей   шапкой, высечены фигуры четырёх божеств в   полный рост. На главной (лицевой) стороне   помещена богиня плодородия с турьим рогом   в правой руке, символизирующим рог   изобилия. Слева от неё изображена мужская   фигура бога в виде конного воина с саблей у   пояса. Скорее всего это Перун. Справа от   главной богини помещено ещё одно женское   божество с кольцом в правой руке. На   тыльной стороне — изображение мужского   божества. В среднем ярусе чередуются   фигуры мужчин и женщин — это Земля и   хоровод взявшихся за руки людей. В нижнем   ярусе — три фигуры усатых мужчин. Это   подземные боги, поддерживающие   находящуюся над ними Землю.
 
У славян были распространены деревянные   статуи. В "Повести временных   лет" автор-христианин упрекает   язычников, что их боги — "не суть бози, но   древо". Около 980 г. киевский князь   Владимир Святославич поставил в своей   столице огромные идолы языческих божеств.   Среди них особенно роскошно был украшен   деревянный идол Перуна: у него были   серебряная голова и золотые усы.   Деревянные идолы восточных славян, судя по   описаниям, — столбы, в верхней части   которых высекались человеческие головы.   Представление о них дают деревянные   скульптурные находки из новгородских   раскопок. Это палочки с навершиями,   вырезанными в виде головы мужчины. По-видимому,   это фигурки "домовых" — покровителей   семьи и защитников от злых духов.
 
Восточные славяне-язычники приносили в   жертву идолам животных, зерно, различные   подарки; совершались и человеческие   жертвоприношения. Возле изображений   языческих богов происходили гадания,   ритуальные жребии, давались клятвы.
 
В древних курганах  найдено множество металлических подвесок-амулетов,   которые носили на груди подвешенными на   цепочках. Среди подвесок встречаются   ложечки (символ сытости, благосостояния и   довольства), ключи (символ богатства и   сохранности), а также топорики, мечи.   Бубенчики подвесок-амулетов при малейшем   движении начинали покачиваться и издавать   звон, что, вероятно, имело некое магическое   значение.
 
Встречаются амулеты, называемые "коньками".   Конь был символом добра и счастья и   связывался с культом Солнца. Может быть,   поэтому на многих коньковых подвесках   имеются солнечные знаки — так называемый   циркульный орнамент, состоящий из   кружочков с точкой в центре.
Были распростанены также подвески в виде   собак, зайцев, соколов, оленей, уточек, рыб.   Но больше всего найдено подвесок в виде   фантастического зверя, в изображении   которого сочетаются черты животного и   птицы. Оберегами назывались амулеты,   которые должны были защищать того, кто их   носил, от болезней, колдовства и   разнообразных бед.
 
Славянские языческие праздники тесно   связаны с природой, с изменениями в ней.   Так, например, в конце декабря, когда дни   начинают прибывать, а солнце дольше   держится на небосклоне, славяне отмечали   праздник Коляды, позже совпавший с   Рождеством Христовым. В этот день ряженые   с песнями и прибаутками ходили по дворам,   собирали подаяние (вероятно, для   коллективной жертвы) и славили божество.   Кроме того, на стол клали рукоять плуга для   того, чтобы мыши и кроты не портили нивы.
 
24 июня — в день летнего солнцеворота —   праздновали Ивана Купалу, который был   божеством изобилия, земных плодов. В этот   день собирали травы, которым приписывали   чудодейственную силу; купались в реке и   верили, что это исцеляет от недугов; жгли   костры и прыгали через них, что   символизировало очищение. Приносили в   жертву белого петуха — птицу,   приветствующую рассвет, угодную Солнцу.   Ночь Купалы, по народным поверьям, была   исполнена чародейных явлений.
 
Считалось,   что поверхность реки подёрнута   серебристым блеском, деревья переходили с   места на место и шумом ветвей   разговаривали между собой. Утверждали   также, что тот, кто имел при себе   папоротник, мог понимать язык любого   животного и растения, мог видеть, как   расходятся дубы и ведут беседу про свои   богатырские подвиги. В Иванов день Солнце   выезжало из своего чертога на трех конях,   серебряном, золотом и бриллиантовом,   навстречу своему супругу — Месяцу; при этом   оно плясало и рассыпало по небу огненные   искры. В этот день топили в воде чучело   Мары — символ холода, смерти. Праздник   Купалы в древности скорее всего совпадал с   праздником Ярилы, в некоторых областях их   названия совпадают. В этот день, видимо,   происходило и "умыкание девиц".
 
Славяне обожествляли не только явления   природы, но и умерших предков. Они верили в  Рода и Рожаниц. Некоторые учёные даже   полагают, что Род в древности был   верховным божеством у славян. Под именем   Рода подразумевалась, вероятно, душа   умершего родоначальника; он был   покровителем всего рода и каждого родича.   Рожаницы опекали дом, пестовали детей; за   это славянские женщины приносили им в   жертву сыр, хлеб, мёд, варили кашу, отдавали   состриженные детские волосы.
Тождественными Роду божествами были щур,   дед, прадед, пращур. Слово "щур" имело   также форму "чур" — под этим именем   известно божество, охраняющее род, дом. Это   божество призывали во время опасности;   отсюда происходит восклицание: "Чур   меня!"
 
На весну приходился праздник русалок,   или русальная неделя. Слово "русалка"   происходит от слова "русый" (светлый,   ясный); это души умерших, выходящие весной   насладиться обновлённой природой. Русалки   рисуются в народном воображении   прекрасными, но бледными, безжизненными. С   русалками были традиционно связаны лешие,   водяные, кикиморы и прочая мелкая нечисть.   Мертвецов называли "навье" (навь) и   представляли существами малорослыми,   карликами (людками).
 
Языческие верования и обычаи   сохранялись у восточных славян ещё долгое   время и после принятия христианства,   переплетаясь с христианскими праздниками   и обрядами на протяжении многих столетий.
 
Источники:
-  — на этом сайте имеется работа Ю.В.Кривошеева "Религия восточных славян накануне крещения Руси". В ней автор рассказывает о язычестве на Руси и о поклонении восточных славян камням. 
-  -  рассказывает о языческой религии восточных славян.
-  — сайт посвящён восточным славянам. В нём имеется статья о религии восточных славян.  
- - энциклопедический словарь имеет статью о восточных славянах. 
 
Дополнительно от Генон: