Титаномахия или Войны Титанов — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: Титаны, с базой на горе Офрис, и Олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Титаномахия также известна как Битва Титанов, Битва Богов, или просто Титанская Война. Поле сражения находилось между горами Офрис и Олимп в Фессалии. Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров.
Из греческой литературы классического периода известно несколько поэм о войне между богами и многими из Титанов. При этом доминирующей поэмой, и единственной, которая сохранилась до наших времен является Теогония, чьим автором считается Гесиод. Потерянный эпос, Титаномахия, чьим автором называли легендарного слепого фракийского певца Фамириса, вскользь упоминается в трактате «О Музыке», сочинении, ранее приписывавшемся Плутарху. Титаны также играли заметную роль в поэмах, приписывавшихся Орфею. Хотя до нас дошли только обрывки рассказов Орфея, они показывают интересные отличия от гесиодской традиции.
Эти греческие истории о Титаномахии являются одним их вариантов в целом классе подобных мифов Европы и Ближнего Востока, где одно поколение или группа богов в целом выступает против доминирующего бога. Иногда Старшие Боги вытесняются со своих позиций. Иногда мятежники проигрывают, и либо изгнаны из власти полностью, либо входят в пантеон. Другие примерами могут быть войны асов с ванами и ётунами в скандинавской мифологии, Вавилонский эпос «Энума Элиш», Хеттское «Царство на Небесах» о Кумарби, борьба между Tuatha De Danann и Фоморами в кельтской мифологии, и смутный конфликт поколений в Угаритских фрагментах.
Утерянный эпос Титаномахии, который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сестры, Олимпийские Боги, в свержении своего отца Кроноса и его Божественного поколения Титанов, традиционно приписывается Евмелу из Коринфа, полулегендарному певцу из Бакхиадов, правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор Просодии, церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.
Даже в Древности многие авторы, упоминали Титаномахию без имени автора. М.Л. Уэст в анализе доказательств пришел к выводу, что имя «Евмел» был прикреплено к поэме, как единственное доступное имя. Из самых отрывочных фактических данных, кажется, что упоминание Евмела в Титаномахии отличалась от упоминания в теогонии Гесиода. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М.Л. Уэст датирует концом седьмого века или раньше.
Титаномахия была разделена на две книги. Битве Олимпийцев и Титанов предшествовал какой-то вид теогонии, или генеалогии Первобытных Богов, в которой, как заметил византийский писатель Лид, автор Титаномахии поместил рождение Зевса, не на Крите, а в Лидию, что должно означать гору Сипил.
Гигантомахия — борьба Олимпийских богов с гигантами — порождениями Геи, дерзнувшими свергнуть олимпийцев. Во время этой битвы скалы, которые бросали гиганты в Олимпийских богов, превращались в острова Эгейского моря. Молнии Зевса не причиняли вреда гигантам.
Заглянув в книгу предопределений, Зевс узнал, что победить гигантов может только смертный человек, и повелел Афине призвать Геракла. Принявший участие в битве Геракл, перебил многих гигантов. Окончательное поражение гигантов предопределило появление на поле битвы Диониса с толпой сатиров, сидящих на ослах, которые подняли такой ужасный крик, что неудержимый страх напал на гигантов. Гиганты бросились в бегство и были полностью истреблены Олимпийскими богами.
Источники информации: