Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критичекий анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.
 
Различают три вида рефлексии: 
— элементарная, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении; 
— научная — критика и анализ теоритического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, которые свойственны данной области научного исследования; 
— философская — осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Как форма познания рефлексия есть не только критический, но и эвристический принцип: она выступает как источник нового знания. Рефлексия полагает в качестве своего предмета само знание о нём. 
Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения ещё в древнегреческой философии. Сократ выдвинул на первый план задачу самопознания, предмет которого — духовная активность в её познавательной функции. 
 
У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие божественному разуму, в котором обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подобная трактовка рефлексии перешла через неоплатонизм в средне-вековую философию, где приемущественно толковалась, как отражённая в логосе миротворческая активность божества. В новое время трактовка рефлексии связана с проблемами философского обоснования научного знания. 
 
У Декарта рефлексия выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных основоположений сознания. 
 
Кант трактовал подлинную рефлексию как отнесение знаний и представлений к соответствующим познавательным способностям: рефлексия определяет источники познания (рассудок или чувственное созерцание), которые формируют понятия или представления. 
 
У Гегеля рефлексия мирового духа выступает движущей силой его развития, внутренней формой исторического самосознания и саморазвития культуры. 
 
Источники информации: 
— 
— 
—