| Литературные направления и его основные признаки | Представители литературы | 
|   КЛАССИЦИЗМ (XVII — начало XIX века) 
 1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве. 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правил «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных чертах характера за определенными персонажами. 7)  Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма,  трагедия, ода;  «средние» — дидактическая поэзия , эпистола, сатира,  любовное  стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс.  |   Франция: П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер,Ж. Лафонтен.
   Россия: М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков,Я.Б. Княжнин,
 Г.Р. Державин.
 | 
|   СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века)   1) Изображение природы как фона человеческих переживаний. 2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4)  Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается   второстепенное значение); изображение души простого человека, его   внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. |   Англия: Л. Стерн,С. Ричардсон;
 
 Франция: Ж.-Ж. Руссо.   Германия: И.В. Гете.   Россия: Н.М. Карамзин. | 
|   РОМАНТИЗМ (конец XVIII — XIX век)   1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации). 2)  Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с  современной  действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического  героя в  идеальный мир). 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4)  Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с  ее особым  внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. |   Германия: Э.-Т.-А. Гофман.
   Англия: Д.Г. Байрон,В. Вордсворд,
 П.Б. Шелли,
 Д. Китс.
   Франция: В. Гюго. 
 Россия: В.А. Жуковский,К.Ф. Рылеев,
 М.Ю. Лермонтов.
 | 
|   РЕАЛИЗМ (XIX — XX век)   1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности. 2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, они многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. |   Англия: Ч. Диккенс,В. Теккерей.
   Франция: Стендаль,О. Бальзак.
   Россия: А.С. Пушкин,И.С. Тургенев,
 Л.Н. Толстой,
 Ф.М. Достоевский,
 А.П. Чехов.
 | 
|   НАТУРАЛИЗМ (последняя треть XIX века)   1) Стремление к внешне точному изображению действительности. 2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения. 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. |   Франция: Э. Золя,А. Хольц,
 братья Э. и Ж. Гонкур.
   Россия: П.Д. Боборыкин «Китай-город»,Н.А. Некрасов «Петербургские углы»,
 Д.В. Григорович «Петербургские шарманщики»,
 В.И. Даль «Уральский казак»;
 нравоописательные очерки Г.И. Успенского,В.А. Слепцова,
 А.И. Левитова,
 М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 
|   МОДЕРНИЗМ (см. ниже информацию о каждом течении): 
СимволизмИмпрессионизмАкмеизмФутуризмЭкспрессионизм |   | 
|   СИМВОЛИЗМ (1870 — 1910-е годы)   1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов. 2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства. 8) Предпочтение лирических стихотворных жанров. 9) Ценность свободно интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. |   Франция: Ш. Бодлер,А. Рембо.
 
 Бельгия: М. Метерлинк.   Россия: Д.С. Мережковский,З.Н. Гиппиус,
 В.Я. Брюсов,
 К.Д. Бальмонт,
 А.А. Блок,
 А. Белый.
 | 
|   АКМЕИЗМ (1913 — 1914 в России)   1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления. 2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов ( в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. |   Россия: Н.С. Гумилев,С.М. Городецкий,
 О.Э. Мандельштам,
 А.А. Ахматова (раннее творчество),
 М.А. Кузьмин.
 | 
|   ФУТУРИЗМ (1909 (Италия), 1910 — 1912 (Россия))   1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. 2) Опора на новейшие научные и технологические  достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация).   |   Россия: И. Северянин,В. Хлебников (раннее творчество),
 Д. Бурлюк,
 А. Крченых,
 В.В. Маяковский.
 | 
|   ИМПРЕССИОНИЗМ (последняя треть XIX — начало ХХ века)   1) Стремление передать первое впечатление во всей первозданности. 2) Фрагментарность композиции. 3) Ассоциативность образных связей. 4) Внимание не столько к типичному, сколько к особенному, единичному в окружающем мире. 5) Изображение чувств, эмоций, ощущений; отражение внутренних переживаний личности. |   Франция: Г. де Мопассан,П. Верлен,
 М. Пруст.
 | 
|   ЭКСПРЕССИОНИЗМ (1910 — 1920-е годы (Германия))   1) Сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия. 2) Главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке. 3) Тяготение к абстрактности. 4) Использование приема фантастического гротеска. |   Россия: черты экспрессионизма в творчестве Л.Н. Андреева,Ф.К. Сологуба, А. Белого.
 | 
|   ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (середина ХХ века (Франция))   1) Ощущение крушения всех духовных ценностей. 2) Стремление преодолеть ощущение трагизма человеческого существования. 3) Идея одиночества человека среди враждебного бытия в привычном обществе. |   Франция: Ж.П. Сартр,А. Камю,
 С. де Бовуар.
 | 
|   ПОСТМОДЕРНИЗМ (вторая половина XX века) 1) Фрагментарность. 2) Ирония. 3) Чёрный юмор. 4) Интертекстуальность. 5) Пастиш. 6) Метапроза. 7) Временное искажение. 8) Магический реализм. 9) Максимализм. 10) Минимализм. |   
 |