Модель (топ-модель) — профессия в сфере шоу-бизнеса. В индустрии моды это человек (мужчина, женщина, ребёнок), демонстрирующий модели одежды.
 
Еще в XIX веке общество не знало профессии «модель». Первых  ее представителей называли манекенщицами (манекенщиками) или  демонстраторами одежды. Развитие фотоискусства подарило миру понятие  «фотомодель», но лишь в середине XX века на Западе закрепился термин «модель».
 
Первое упоминание о модельном бюро, датированное 1915 годом, историки моды обнаружили в Соединенных Штатах. Примерно в то же время мадам Люсиль, открывшая свой Дом моделей в Лондоне в 1890 году,  устроила в Нью-Йорке шоу с участием 150 манекенщиц, по масштабу вполне  сравнимое с современными показами. Чарльз Ворт стал первым европейским  модельером, который начал демонстрировать свои авторские коллекции  на девушках-моделях. В 1911 году эту идею развил известный дизайнер Поль Пуаре, который организовал тур по городам Европы со своей командой манекенщиц.
 
До появления профессиональных моделей их функции выполняли большие,  в человеческий рост, деревянные куклы-пандоры, которых одевали в образцы  модных нарядов. Вместе с торговцами они путешествовали по замкам  и усадьбам, помогая провинциальной аристократии быть в курсе европейской  моды. Следующий шаг сделали хозяйки модных салонов и белошвейки — они  стали демонстрировать модную одежду на себе, они же в конце XIX века стали заказчиками и организаторами первых «модельных» фотосъемок.
 
Девушки, работающие манекенщицами, были в основном актрисами  и танцовщицами, для которых показы были разовой работой. Их облачали  в черные платья под горло с длинными рукавами, поверх которых надевали  творения модельеров. Девушки, демонстрировавшие вечерние платья, носили  «нательные чехлы», чтобы отличаться от аристократок. Эта традиция  продержалась достаточно долго, прежде чем на подиум вышли  профессиональные манекенщицы. С их появлением законодатели французской  моды разрешили сложную этическую проблему. Дело в том, что дамы  из высшего общества не хотели покупать одежду «с плеча» представительниц  низших сословий, для аристократок модели были чем-то средним между  домашней прислугой и певичками кабаре. Компромисс был найден, когда  в Париж привезли первых профессиональных моделей из Америки. Позже, в 20  годы, проблема решилась окончательно. На подиум вышли русские  эмигрантки, которые отличались аристократическим шармом, манерами  и элегантностью. Они легко отвоевали право быть лучшими.
 
После Первой мировой войны крупнейшие французские Дома моды Jean  Patou, Christian Dior и Chanel пользовались услугами манекенщиц. Девушки  брали в доме моды новые платья, появлялись в них на публике,  рассказывали журналистам и гостям о происхождении нарядов. Ни о каких  современных дефиле не было речи. Умение подать себя, блестящие манеры  и хорошее образование — вот что подавалось вместе с вечерними туалетами.  Именно русские красавицы принесли во французские салоны термин «светская манекенщица»,  они сделали профессию модели уважаемой и приучили владельцев домов моды  платить за эту работу неплохое жалованье, возросшее затем  до баснословных гонораров.
 
Агентства моделей в том виде, в котором их знают сегодня,  родились значительно позже, после Второй мировой войны. Рассказывают  такую историю. Американка Эйлин Форд работала манекенщицей  в Лос-Анджелесе. Тогда моделей не баловали высокими гонорарами, девушки  жили достаточно скромно, по четыре-пять человек в одной квартире. Эйлин  не блистала красотой, и ей часто приходилось сидеть дома возле телефона.  Отвечая на звонки заказчиков, она записывала в специальную тетрадку  предложения, которые поступали ее подругам. Так родилась идея появления  посредника между моделями и заказчиками, так появилось на свет всемирно  известное агентство Ford models.  Идею подхватили, развили, и моделинг стал транснациональным бизнесом. В качестве примера можно привести Elite,  которое имеет филиалы в крупнейших городах США и дочерние агентства  в Париже, Лондоне, Милане, Торонто, Мадриде, Мюнхене, Амстердаме, Токио,  Рио-де-Жанейро, Копенгагене. 
 
В 80-е годы, когда вершину модельной карьеры обозначали фото  на обложках и участие в рекламных компаниях, красота подорожала.  В эксклюзивных контрактах с косметическими фирмами стали появляться  шестизначные суммы. Дизайнеры тоже хотели, чтобы у дома моды было «живое  лицо». Джанни Версаче первым стал платить сверхвысокие гонорары  за эксклюзивное участие в его дефиле. Его примеру последовали другие.
 
К началу 90-х годов слова «топ-модель» и «супермодель» были  знакомы всем. Престижность дефиле и журнала определялась числом  задействованных моделей-звезд. В касту избранных входили Наоми Кэмпбелл,  Линда Евангелиста, Татьяна Патиц, Клаудиа Шиффер, Кристи Терлингтон,  Синди Кроуфорд и Надя Ауерманн. Они блистали красотой и зарабатывали  десятки тысяч долларов за одно дефиле, состояние каждой модели  из разряда «топ» исчислялось миллионами.
 
Вскоре дизайнеры начали выступать против диктата топ-моделей,  поскольку внимание прессы и публики на показах было приковано  не к одежде, а к супермоделям. «Королевам обложек» пришлось потесниться:  на подиум вышли новые «звезды» — Кейт Мосс, Амбер Валетта, Карла Бруни,  Кристен Мак-Менами. С тех пор на подиумах можно увидеть практически все  типы внешности. Количество моделей увеличилось, и агентства моделей  в поиске «новых лиц» стали обращать внимание не столько на классическую  красоту, сколько на выразительность и оригинальность внешности модели.
 
Обязанности моделей: 
- демонстрация моделей одежды на подиумах, 
- умение подчеркнуть привлекательность этой одежды, 
- участие в процессе изготовления вещей в рабочих примерках,
- участие в рекламных съемках.
Необходимый набор знаний для моделей: 
- актерское мастерство;
- основы хореографии;
- искусство макияжа;
- этика поведения на подиуме;
- основные направления моды. 
Квалификационные требования: курсы при домах моделей, школы манекенщиц.
 
Источники информации: