Ямб — двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Наиболее употребительная стопа русского стиха.
- Основные размеры: 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы  18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный  (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).
- Пример:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
 
Хорей (греч. choreios — плясовой), или трохей (греч. trochaios  — бегущий) — двухсложная стихотворная стопа с ударением на первом  слоге.
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Дактиль (греч. daktylos — палец) – трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
В рабстве спасённое 
Сердце свободное — 
Золото, золото
Сердце народное!
(Н.А. Некрасов)
 
Амфибрахий (греч. amphibrachys — с обеих сторон краткий) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой , она.
(М.Ю. Лермонтов)
 
Анапест (греч. anapaistos — отраженный, т.е. обратный дактилю) — трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
(А. Блок)
Пеон — четырёхсложная стихотворная стопа с 1-м ударным и  3-мя безударными слогами. В зависимости от того, на какой слог стопы  приходится ударение, различаются пеоны на 1-й (— u uu), 2-й( u— uu),  3-й(uu-u) и 4-й слог стопы (u uu -). Пеоны часто представляет собой  частный случай ямба и хорея.
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
 
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймёшь, наверное, —
Свистят они, как пули у виска,
Мгновения, мгновения, мгновения. 
(Р. Рождественский)
 
Пентон (пятисложник) — стихотворный размер из пяти слогов с  ударением на 3 слоге. Пентон разработан А.В. Кольцовым и употребляется  только в народных песнях. Рифма, как правило, отсутствует.
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
 
Пиррихий — стопа из двух кратких (в античном стихосложении)  или двух безударных (в силлабо-тоническом) слогов. Пиррихием условно  называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
 
«Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…»
 
(здесь в слове «занемог» имеется только одно ударение, поэтому третья стопа является пиррихием).
 
«В красе негаснущих страстей».
 
Перрихий — чаще всего одно слово, фонетически разделяемое на части, принадлежащие разным стопам.
 
Трибрахий — пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
 
Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое  место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом), обычно  постоянного объема. На анакрузу часто падает сверхсхемное ударение.  Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
 
Сверхсистемное ударение — ударение на слабом месте стихотворного метра («Дух отрицанья, дух сомненья» — М.Ю. Лермонтов).
Когда я ночью жду её прихода,
Жизнь, кажется, висит на волоске.
Что почести, что юность, что свобода
Пред милой гостьей с дудочкой в руке.
(А. Ахматова)
 
Спондей — стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд.
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
 
Классический пример — начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мой дядя самых честных правил…»
Здесь в первой ямбической  стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. Это соседство двух  ударных слогов и есть спондей.
 
Усечение — неполная стопа в конце стиха или полустишия.  Усечение, как правило, присутствует при чередовании в стихах рифм из  слов с ударением на различных слогах от конца (например, женских и  мужских рифм).
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой...
(М.Ю. Лермонтов)
 
Александрийский стих (от старофранцузской поэмы об Александре  Македонском) — французский 12-сложный или русский 6-стопный ямб с  цезурой после 6-го слога и парной рифмовкой; основной размер крупных  жанров в литературе классицизма.
Надменный временщик, и подлый и коварный, 
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, 
Неистовый тиран родной страны своей, 
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гекзаметр (греч. hexametros — шестимерный) — стихотворный  размер античной эпической поэзии: шестистопный дактиль, в котором первые  четыре стопы могут заменяться спондеями (в силлабо-тонических имитациях  — хореями). Гекзаметр — самый популярный и престижный античный размер,  изобретение которого приписывали самому Аполлону — богу,  покровительствующему поэзии. У эллинов этот размер ассоциировался с  шумом набегающей на берег волны. Гекзаметром написаны величайшие поэмы  Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VII век до н.э.), Вергилия «Энеида», а  также гимны, поэмы, идиллии и сатиры многих античных поэтов. Возможно до  32-х ритмических вариаций гекзаметра.
В русскую поэзию гекзаметр ввёл В.К. Тредиаковский, а закрепили  Н.И. Гнедич (перевод «Илиады»), В.А. Жуковский (перевод «Одиссеи»), А.  Дельвиг.
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, 
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным 
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля), —
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедича)
 
Пентаметр — вспомогательный метр античного стихосложения;  составная часть элегического дистиха, в котором первый стих — гекзаметр,  второй — пентаметр. Фактически, пентаметр представляет собой гекзаметр с  усечениями в середине и в конце стиха.
 
В чистом виде пентаметр не употреблялся.
 
Логаэд (греч. logaoidikos — прозаически-стихотворный) —  стихотворный размер, образуемый сочетанием неодинаковых стоп (например,  анапестов и хореев), последовательность которых правильно повторяется из  строфы в строфу. Логаэды — основная форма античной песенной лирики, а  также хоровый партий в трагедиях. Часто логаэдические размеры назывались  в честь их создателей и пропагандистов: алкеев стих, сапфический стих,  фалекий, адоний и др.
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулл)
 
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)
 
Брахиколон — жанр экспериментальной поэзии; односложный размер (односложник), в котором все слоги ударные.
Бей
тех,
чей
смех,
вей, 
рей
сей
снег!
(Н.Н. Асеев)
 
Дол ... Вдруг
Сед ... Лук
Шёл ... Ввысь:
Дед.
След ... Трах!
Вёл — ... Рысь
Брёл ... В прах.
Вслед.
(И.Л. Сельвинский)
 
Источник:
Дополнительная информация:
Дополнительно на Genon.ru о филологии и лингвистике:
Дополнительно на Genon.ru: