 Популярные ответы
Популярные ответы
											
											
										
								 
								
									
											 Похожие ответы
Похожие ответы
											
										
								 
							 
							
							Развитие ребенка до года
В статье изложены универсальные показатели развития ребенка в первый год жизни, которые могут расходиться с индивидуальными, поскольку степень физического и психического становления младенца зависит как от его генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий, в которых он находится. Не столь важно, когда именно малыш начинает выполнять те или иные действия, важнее последовательность прогресса в освоении основных этапов развития.
Первый месяц
- У ребенка развито несколько основных рефлексов:   
- «подошвенный»: если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; 
- «сосательный»: если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения; 
- «хватательный»: если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его. 
 
-  Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд. 
- Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческом лице.
- Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову. 
- Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начинет плакать, прислушиваться; 
- К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь»: малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
- Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке. 
- Кулачки крепко сжаты. 
- Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
Второй месяц 
- Малыш может улыбаться в ответ на улыбку.
- Провожает взглядом предмет (прямо перед ним).
- Издаёт звуки (агукает). 
- Лежа на животе, поднимает голову на 45°. 
- Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
- Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает. 
- Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления». 
- Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
- Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Третий месяц
- Малыш смеется, капризничает и хнычет, протестующе кричит.
- Гулит в ответ на звуки.
- Реагирует на присутствие родителей и пытается привлечь внимание. 
- Попадает руками по висящим над кроваткой игрушкам. 
- Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
- Лёжа на животе может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок.
- Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
- Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
- Находит источник звука и света.
- Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
- Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными. 
- Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
- Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Четвертый месяц
- Узнает маму и предпочитает её всем остальным.
- Улыбается в ответ на улыбку, начинает лепетать.
- Произносит первые слоги.
- Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот. 
- Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
- Приподнимает плечи и голову, лежа на спине. 
- Лежа на животе, поднимает голову на 90°.
- Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
- При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее. 
- В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость. 
- Громко смеется.
- Визжит от восторга.
- Твердо держит голову в вертикальном положении, поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
- Переворачивается (в одну или обе стороны).
- Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
- Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
- Смеется, когда его щекочут. 
- Затихает, когда слышит музыку.
Пятый месяц
- Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо. 
- Кувыркается, раскачивается и сгибается. 
- Подтягивается на руках, пытаясь сесть. 
- Сосет пальцы на ногах. 
- Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы. 
- Играет с погремушкой, вложенной ему в руку. 
- Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
- С удовольствием рассматривает лица на картинках. 
- Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
- Различает знакомых и незнакомых людей.
- Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
- Осматривается в незнакомой обстановке. 
- Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
Шестой месяц
- Пытается ползти на животе. 
- Поворачивается и наклоняется в любых направлениях. 
- Перекатывается со спины на бок.
- Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку. 
- Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки. 
- Может сидеть сам непродолжительное время.
- Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
- Любит играть с едой. 
- Перекладывает предметы из одной емкости в другую. 
- Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку. 
- Внимательно вслушивается в речь.
- Реагирует на свое имя.
- Издает самые разнообразные звуки.
- У него могут резко меняться настроение и эмоции. 
- Долго и тщательно изучает предметы. 
- Умеет произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
Седьмой месяц
- Ребенок становится более подвижным. 
- Совершенствуется умение сидеть. 
- Малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками. 
- Раскачивается вперед-назад, стоя на четвереньках. 
- Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые ползают задом наперёд. 
- Хватание становится более координированным. 
- Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом. 
- Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
- Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
- Гладит свое отражение в зеркале.
- Начинает понимать, что такое «нельзя» по интонации.
- Малыш продолжает произносить или петь слоги и звуки «да», «па», «ма», «та», «ба».
Восьмой месяц
- Ребенок ползает. 
- Он любит играть сидя, но иногда «заваливается» на бочок. 
- Может долго играть с различными предметами.
- Привязан к родителям, остерегается посторонних.
- Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, он может испугаться и будет плакать. 
- Осознанно говорит «мама» и «папа». 
- Ползает с игрушкой в руке.
- Встает у опоры.
- Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо.
- Хлопает в ладоши и машет руками. 
- Гладит и целует свое отражение в зеркале. 
- Все пробует на вкус.
Девятый месяц
- Хлопает в ладоши и стучит предметами. 
- Играет двумя предметами одновременно. 
- Может листать толстые страницы картонной книжки.
- Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками. 
- Не только умеет хорошо сидеть, он сам может лечь из положения сидя и сесть из положения лежа. 
- Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину. 
- Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки. 
- Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает. 
- Может разворачиваться, когда ползает. 
- Сует пальчики во все дырочки. 
- Может научиться защищать себя и свои игрушки.
- Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно попадая пальчиком в нужное место.
- Имитирует звуки животных и т.п. 
- Работает «на публику». Повторяет действия, если его хвалят. 
- Находит игрушку, спрятанную у него на глазах. 
Десятый месяц
- Может вставать у опоры. 
- Ходит, держась обеими руками за взрослого.
- Садится из положения стоя.
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, подпевает. 
- Может унести два мелких предмета в одной руке.
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
- Обожает играть с водой. 
- Подражает жестам, выражению лица, звукам, действиям других людей.
- Боится незнакомых мест. 
- Понимает и выполняет некоторые просьбы.
- Открывает ящики и исследует их содержимое.
- Любит помещать предметы друг в друга. 
Одиннадцатый месяц
- Самостоятельно садится из положения лёжа на животе.
- Играет в ладушки (хлопает в ладоши).Машет рукой на прощание. 
- Ходит, держась за мебель. 
- Аккуратно подниматет с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев. 
- Короткое время стоит без посторонней помощи.
- Отчетливо произносит «папа», «мама», «дай».
- Выражает свои желания другим способом, кроме плача.
- «Играет в мячик» (катит мяч обратно). 
- Пьет из чашки без посторонней помощи. 
- Пользуется младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке). 
- Отвечает жестом на короткую команду («дай это мне» — протягивает руку).
Двенадцатый месяц
- Самостоятельно стоит. 
- Самостоятельно ходит. 
- Встает из положения сидя на корточках.
- Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
- Берет предмет в рот или под мышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще. 
- Собирает пирамиду, строит фигуры из кубиков.
- Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам. 
- Начинает капризничать. 
- Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
- Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили. 
- Начинает проявлять чувство юмора. 
- Откусывает, жует твердую пищу.
- Пользуется ложкой и чашкой. 
- Понимает почти все из того, что ему говорят. 
- Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов. 
- Узнает животных на картинках.
- Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, где его спрятали. 
- Проявляет самостоятельность.
Источники:
 — календарь развития ребенка по месяцам;
 — календарь развития ребенка до года по месяцам.