Антропология — межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации.
Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ — древних и современных.
В узком смысле антропология — это исключительно учение о человеке (взаимосвязь тела и мозга, анатомии и физиологии). В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его культурных и социальных аспектов. Она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы, эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д. В расширенной трактовке антропология охватывает и гуманитарные, и социальные науки.
Области знания, включенные в сферу антропологии, подразделяются на два больших сегмента: физическую и культурную антропологию. У них разные цели и задачи, понятийный аппарат и методы исследования.
 
В центре внимания физической антропологии находится биологическая составляющая эволюции человеческого рода. Ее задача — выявление и научное описание  изменчивости (полиморфизма) ряда биологических признаков человека и  систем этих (так называемых антропологических) признаков, а также  выявление причин, обусловливающих это многообразие.
Она изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу  внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические  характеристики и другие существенные биологические факты. Физических  антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные  характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и  анализ его физических характеристик), а также адаптационное  взаимодействие человека как биологического существа с культурой и  природной средой. Одно из подразделений морфологии, — соматология,  призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности.  Другой развивающейся областью специальных исследований является  этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов.  Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а  также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является  расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням,  особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.
 
Культурная антропология имеет дело с культурными различиями и развитием человеческого общества. Центральная задача культурной антропологии состоит в изучении сходств и  различий в поведении разнообразных групп людей, в описании характера тех  или иных культур и типичных для них процессов воспроизводства,  изменений и развития.
 
Социальную и культурную антропологию в одном случае рассматривают как единую дисциплину, а в другом — как две самостоятельные отрасли антропологии, между которыми очень много общего. Объектом исследования культурной антропологии выступают традиционные (дописьменные) общества, а предметом изучения — системы родства, взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака, семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные верования и религия, искусство. В поле зрения социальной антропологии попадают в первую очередь проблемы социальной структуры и стратификации, политической организации, управления и применения структурно-функционального метода исследований.
 
Главные проблемы культурантропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др.
 
В  ХХ  веке  произошло  становление  специальной  отрасли  философского  знания, которая сложилась в Германии в  20-е  годы  и  занимается   изучением человека.   Она   получила    название    философской     антропологии.    Философская  антропология, по мнению Макса Шелера, ее основоположника, должна соединить  конкретно-научное  изучение  различных  сторон  и  сфер   человеческого   бытия   с    целостным философским  его  постижением.  Поэтому,  по  мнению   Шелера,    философская антропология — это наука о  метафизическом  происхождении   человека,  о  его физическом, духовном и психическом началах в мире, о  тех силах и  потенциях, которые им движут и которые он приводит в  движение. Современная  философская антропология — это сложное и  противоречивое  явление,  в  котором  уживается множество  школ,   соперничающих  друг  с  другом,  и  часто   представляющих настолько  противоположные мнения, что выделить в них что-либо  общее,  кроме  внимания к человеку, весьма сложно.  Принципиальной  задачей   философской   антропологии   является    разработка проблемы сущности человека. По мнению основателей,  философская  антропология —  это «базисная  наука  о  сущности  и   сущностном   строении   человека».
 
Источники:
-  — энциклопедия "Кругосвет": Антропология
-  — предмет и задачи философской антропологии
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социальная антропология: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005.