Недепозитные привлеченные средства банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитных тем, что они имеют, во-первых, не персонифицированный характер (не ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе); во-вторых инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку.
Недепозитными привлеченными ресурсами пользуются преимущественно крупные банки. Приобретаются недепозитные средства крупными суммами и их называют операциями оптового характера.
В мировой банковской практике широкое развитие получали следующие виды недепозитных источников привлечения ресурсов:
- получение займов на межбанковском рынке;
- соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (или операция РЕПО);
- учет векселей и получение ссуд у центральных банков:
- продажа банковских акцептов;
- выпуск коммерческих бумаг;
- получение займов на рынке евродолларов;
- выпуск капитальных нот и облигаций.
Источники:
- О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева. Банковское дело: учебник. М.: КНОРУС, 2009. – 768 с.
- Банковское дело: Учебник. Под ред. Г.Г. Коробова, М.: Экономист, 2006. – 766 с.