26780 авторов и 62 редактора ответили на 84646 вопросов,
разместив 134406 ссылок на 43030 сайтов, присоединяйтесь!

Реклама партнеров:

Что такое моносемия?

РедактироватьВ избранноеПечать

В современном русском языке есть слова, которые имеют одно лексическое значение: бинт, аппендицит, береза, фломастер, сатин. Такие слова называются однозначными или моносемантическими (гр. monos — oдин + semantikos — означающий), а способность слов выступать лишь в одном значении называется однозначностью или моносемией.

Можно выделить несколько типов однозначных слов:

1. Однозначны прежде всего имена собственные: Иван, Петров, Мытищи, Владивосток. Их предельно конкретное значение исключает возможность варьирования, так как эти слова являются названиями единичных предметов.

2. Однозначны, как правило, недавно возникшие слова, не получившие еще широкого распространения. Так, в словарях-справочниках "Новые слова и значения" большинство приведенных слов однозначны: лавсан, дедерон, поролон, пицца, пиццерия, брифинг. Это объясняется тем, что для развития многозначности необходимо частое использование слова в речи, а новые слова не могут сразу получить всеобщее признание и распространение.

3. Однозначны слова с узкопредметным значением: бинокль, троллейбус, чемодан. Многие из них обозначают предметы специального употребления и поэтому в речи используются сравнительно редко, что способствует сохранению у них однозначности: бидон, бисер, бирюза.

4. Однозначны часто и терминологические наименования: гастрит, миома, существительное, словосочетание. Если термином становится лексическая единица общелитературного употребления, то терминологическое значение обособляется и закрепляется как единственное, специальное. Например, слово затвор имеет несколько значений: 1. "Действие по глаголу затворить". 2. "Засов, запор". 3. "Запирающий механизм у разного рода орудий". 4. "Уединенная келья монаха-отшельника". Но у этого слова есть и специальное лингвистическое значение: в фонетике затвор — "плотное смыкание органов речи, образующих преграду струе выдыхаемого воздуха при произнесении согласных звуков".

Однозначные слова, несмотря на одно присущее им значение, способны к так называемому денотативному (предметному) варьированию, которое зависит от того, какой конкретный предмет или какую конкретную ситуацию в контексте они обозначают, сохраняя при этом единство понятийного содержания. В этом случае говорят, что однозначные слова могут передавать информацию о разных денотатах: Белая береза noд моим окном...; Береза — красивое дерево; Нельзя не любить русскую березу. Такие денотативные варианты слов называются словоупотреблениями.

Большинство русских слов имеют не одно, а несколько значений. Они называются многозначными или полисемантическими (гр. poly — много + semantikos — означающий) и противопоставлены словам однозначным. Способность лексических единиц иметь несколько значений называется многозначностью или полисемией.

Многозначность слова обычно реализуется в речи: контекст (т.е. законченный в смысловом отношении отрезок речи) проясняет одно из конкретных значений многозначного слова. Например, в произведениях А.С. Пушкина встречаем слово "дом" в таких значениях: Господский дом уединенный, горой от ветров огражденный, стоял над речкою (дом1 — "здание, строение"); Страшно выйти мне из дому (дом2 — "жилище"); Всем домом правила одна Параша (дом3 — "домашнее хозяйство"); Три дома на вечер зовут (дом4 — "семья"); Дом был в движении (дом5 — "люди, живущие вместе").

Обычно даже самого узкого контекста бывает достаточно для того, чтобы прояснились оттенки значений многозначных слов; ср.: тихий1 голос — негромкий, тихий2 нрав — спокойный, тихая3 езда — медленная, тихая4 погода — безветренная, тихое5 дыхание — ровное и т.д. Здесь минимальный контекст — словосочетание — позволяет разграничить значения слова "тихий".

Разные значения слова, как правило, связаны между собой и образуют сложное семантическое единство, которое называется семантической структурой слова. Связь значений многозначного слова наиболее наглядно отражает системный характер языка и, в частности, лексики.

Среди значений, присущих многозначным словам, одно воспринимается как основное, главное, а другие — как производные от этого главного, исходного значения. Главное значение всегда первым указывается в толковых словарях, а за ним, под номерами, следуют производные значения. Их может быть довольно много. Так, у слова "идти" в семнадцатитомном "Словаре современного русского литературного языка" (БАС) отмечено 26 значений, а в "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д.Н. Ушакова — 40 значений.

Взятое изолированно, вне контекста, слово воспринимается в своем основном значении, в котором чаще всего и функционирует в речи. Производные же значения выявляются только в сочетании с другими словами. Так, при упоминании глагола "идти" в сознании возникает действие — "передвигаться, ступая ногами": Татьяна долго шла одна. Но, встречая это слово в речи, мы легко отличаем различные его значения; ср. у А. С. Пушкина: Иди, куда влечет тебя свободный ум (идти1 — "следовать, двигаться в каком-нибудь направлении для достижения чего-либо"); Там ступа с Бабою Ягой идет, бредет сама собой (идти2 — "направляться куда-нибудь (о предметах)"; Что движет гордою душою?.. На Русь ли вновь идет войною (идти3 — "выступать против кого-нибудь"); Письмо ваше получил... Оно шло ровно 25 дней (идти4 — "находиться в пути, будучи посланным"); Часы идут, за ними дни проходят (идти5 — "протекать, проходить (о времени, возрасте)"); Сделал я несколько шагов там, где, казалось, шла тропинка, и вдруг увяз по пояс в снегу (идти6 — "иметь направление, пролетать, простираться"); И про тебя идут кой-какие толки (идти7 — "распространяться (о слухах, вестях)"); Пар идет из камина (идти8 — "исходить, вытекать откуда-нибудь"); Казалось, снег идти хотел... (идти9 — "об атмосферных осадках"); Что, как торг идет у вас? (идти10 — "совершаться, проходить"); С надеждой, верою веселой иди на все (идти11 — "проявлять готовность к чему-либо"); Красный цвет идет более к твоим черным волосам (идти12 — "быть к лицу") и т. д.

Слово приобретает многозначность в процессе исторического развития языка, отражающего изменения в обществе и природе, познание их человеком. В итоге наше мышление обогащается новыми понятиями. Объем словаря любого языка ограничен, поэтому развитие лексики происходит не только благодаря созданию новых слов, но и в результате увеличения числа значений у ранее известных, отмирания одних значений и возникновения новых. Это приводит не только к количественным, но и к качественным изменениям в лексике.

В то же время было бы неверно считать, что развитие значений слов вызывается только внеязыковыми (экстралингвистическими) факторами. Многозначность обусловлена и чисто лингвистически: слова способны употребляться в переносных значениях. Названия могут переноситься с одного предмета на другой, если у этих предметов есть общие признаки. Ведь в лексическом значении слов отражаются не все дифференциальные признаки называемого предмета, а лишь те, которые обратили на себя внимание в момент номинации. Таким образом, у многих предметов есть общие связи, которые могут послужить основанием для ассоциативного сближения этих предметов и переноса названия с одного из них на другой.

 

Работа над многозначными словами расширяет и углубляет представления учащихся о семантике и сфере употребления изучаемой лексики, способствует совершенствованию их устной и письменной речи.

 

Упражнения на изучение семантики слова


1. Укажите однозначные и многозначные слова:

аккордеон, анапест, аудитория, блюдо, брать, троллейбус, хорей, донесение, затягивание.

2. Выпишите в два столбика глаголы однозначные и многозначные. С одним из многозначных глаголов составьте три предложения, употребив глагол в разных значениях:

автоматизировать, бороться, баррикадировать, вести, вакцинировать, говорить, готовить, дебютировать, диагностировать, держать.

3. Определите признак, который лег в основу названий дней недели:

вторник, среда, четверг, пятница.

4. Назовите признак, который положен в основу фамилий персонажей литературных произведений:

Простаков, Тугоуховский, Кабаниха, Угрюм-Бурчеев, Оболт-Оболдуев, Снегина.

Вспомните авторов произведений, в которых действуют эти персонажи.

 

Упражнения на дифференциацию значений слова

1. Определите, в каких значениях употреблены выделенные существительные в данных словосочетаниях.

Образец: проездной билет – документ, удостоверяющий право пользоваться чем-либо; экзаменационный билет – листок с указанием вопросов, на которые нужно ответить.

1. Пришить вешалку, вешалка на первом этаже. 2. Время обеда, в наше время. 3. Домашний адрес, теплый адрес. 4. Холодный вечер, торжественный вечер. 5. Прокладывать дорогу, дать дорогу. 6. Идея романа, осуществить идею.

Ключи: 1. Петля, пришиваемая к платью, за которую его вешают. Разг. Помещение, оборудованное для хранения верхней одежды, гардероб. 2. Определенный момент, в который происходит что-либо. Период, эпоха в жизни человечества, государства, общества. 3. Надпись на почтовом конверте с указанием места назначения и получателя. Письменное приветствие. 4. Время суток. Вечернее собрание, посвященное чему-либо. 5. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Место для прохода, проезда. 6. Основная, главная мысль. Намерение, план.

2. Выпишите словосочетания, в которых прилагательные сначала употреблены в прямом значении, а затем – в переносном.

Железная решетка, железная дисциплина; глубокая река, глубокое чувство; черный день, черный карандаш; кислое яблоко, кислый вид; малиновый цвет, малиновый звон.

3. Определите, в каких значениях употреблены глаголы.

Образец: время бежит (быстро проходит), бегут слезы (текут, льются).

1. Везти вещи, ему везет. 2. Жить долго, жить в деревне. 3. Бросить билет, бросить курить, бросить войска в бой. 4. Дать книгу, дать задание. 5. Нести чемодан, нести ответственность.

Ключи: 1. Доставлять с помощью средств передвижения. Об удаче в чем-либо. 2. Существовать, находиться в процессе жизни. Пребывать, обитать где-либо.
3. Выкинуть. Прекратить. Направить. 4. Вручить. Поручить сделать что-либо. 5. Взяв в руки или нагрузив на себя, перемещать, доставлять куда-либо. Отвечать за что-либо.

4. Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Придумайте с данными словосочетаниями 4 предложения.

Образец: близкое расстояние – дальнее расстояние. Для хороших друзей дальнее расстояние не преграда.

1. Легкое упражнение, легкий труд. 2. Мелкий дождь, мелкая река. 3. Полный человек, полный стакан. 4. Свежая газета, свежий хлеб.

Ключи: 1. Трудный, тяжелый. 2. Крупный, глубокий. 3. Худой, пустой. 4. Старый, черствый.

5. Замените глаголы близкими по значению.

1. Достать тетрадь из портфеля, достать билеты в театр. 2. Завести мотор, завести собаку. 3. Идет автобус, идти на работу. 4. Открыть дверь, открыть собрание.
5. Передать письмо, передать содержание рассказа.

Ключи: 1. Вынуть, купить. 2. Привести в движение, приобрести. 3. Двигается, перемещается; отправляться.
4. Отпереть, начать. 5. Вручить, изложить.

6. Замените данные фразеологизмы синонимами.

Образец: руки не доходят – некогда.

1. Сидеть сложа руки. 2. Припереть к стене. 3. Первым делом. 4. На самом деле. 5. То и дело. 6. Мое дело сторона.

 

Ключи: 1. Бездельничать. 2. Разоблачить. 3. Прежде всего. 4. В действительности. 5. Беспрерывно. 6. Меня это не касается.

Упражнения на изучение многозначности в контексте

1. Определите значение слова дорога в «Губернских очерках» Салтыкова-Щедрина.

«И вот опять передо мною дорога – дорога с ее березовыми аллеями, с ее раскинутыми по сторонам равнинами, бог весть куда тянущимися».
«...а я так устал уж, так разбит жизнью, как разбита почтовая лошадь ежечасною ездою по каменистой твердой дороге!»

Ключи: ландшафт; полоса земли, предназначенная для передвижения.

2. Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В. Гоголь для создания комического эффекта в поэме «Мертвые души».

«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели».

Ключи: исторический – важный для истории, вошедший в историю; история – скандал, неприятность; происшествие.

3. Определите значение прилагательного красный в произведениях Н.В. Гоголя.

1. На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что где-то между товаром показалась красная свитка («Сорочинская ярмарка»). 2. Хохот поднялся со всех сторон; но разряженной сожительнице медленно выступавшего супруга не слишком показалось такое приветствие: красные щеки ее превратились в огненные, и треск отборных слов посыпался на голову разгульного парубка... (там же) 3. Ковалев догадался и, схватив со стола красную ассигнацию, сунул в руки надзирателю, который, расшаркавшись, вышел за дверь... («Нос»). 4. Чем же ваша жизнь не красна? – сказал председатель («Мертвые души»). 5. Вслед за чемоданом внесен был небольшой ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской березы, сапожные колодки и завернутая в синюю бумагу жареная курица (там же). 6. У него нет достаточной земли, – ну, он и захватил чужую пустошь, то есть он рассчитывал, что она не нужна и о ней хозяева забыли, а у нас как нарочно уже испокон века собираются крестьяне праздновать там красную горку (там же). 7. Правда, что красные девушки немного призадумались, принимая подарки: бог знает, может, в самом деле перешли они через нечистые руки («Вечер накануне Ивана Купала»).

Ключи: 1. Цвета крови. 2. Покрасневший от прилива крови к коже. 3. 10-рублевая ассигнация. 4. Хороша. 5. Дерево, идущее на тонкие столярные поделки. 6. Первая неделя после пасхальной, время свадеб в старину. 7. Красивый.

4. Определите значение прилагательного черный в произведениях А.С. Пушкина.

1. Гляжу, как безумный, на черную шаль, / И хладную душу терзает печаль («Черная шаль»). 2. Редеет облаков летучая гряда. / Звезда печальная, вечерняя звезда! / Твой луч осеребрил увядшие равнины, / И дремлющий залив, и черных скал вершины («Редеет облаков летучая гряда...»). 3. Слушай, брат Сальери, / Как мысли черные к тебе придут, / Откупори шампанского бутылку / Иль перечти «Женитьбу Фигаро» («Моцарт и Сальери»). 4. Делать нечего. Она, / Черный зависти полна, / Бросив зеркальце под лавку, / Позвала к себе Чернавку... («Сказка о мертвой царевне...») 5. Весь черный народ был за Пугачева («История Пугачева»).

Ключи: 1. Цвета сажи. 2. Темный, отличающийся относительной темнотой окраски. 3. Мрачный, безотрадный. 4. Злобный, преступный. 5. Принадлежащий к низшим слоям населения.

5. Определите значение выделенных слов.

1. Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, / Господний раб и бригадир, / Под камнем сим вкушает мир (А.Пушкин). Зимой он был послан от колхоза на лесозаготовки бригадиром по вывозке (В.Тендряков). 2. Анекдот о трех картах сильно подействовал на его воображение (А. Пушкин). Туркин знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить (А. Чехов). 3. Всем, чем для прихоти обильной / Торгует Лондон щепетильный / И по Балтическим волнам / За лес и сало возит нам... (А. Пушкин) Тарас Петрович был очень щепетилен во всем, что касалось выполнения приказов старших начальников (Э. Казакевич). 4. Но между тем какой позор / Являет Киев осажденный? (А. Пушкин) Страх перед позором, которым он покрыл бы себя, если бы все здесь, в зале суда, узнали его поступок, заглушил происходившую в нем внутреннюю работу (Л. Толстой). 5. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель (Н. Гоголь). На сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба (В. Гаршин). 6. В зубах – циграка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз! (А. Блок) Он (табак) был в разных видах: в картузах, и в табашнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе (Н. Гоголь).

Ключи: 1. Военный чин, средний между полковником и генералом. Руководитель производственной группы, бригады. 2. История, происшествие необычайного характера. Маленький рассказ смешного содержания с неожиданным острым окончанием. 3. Галантерейный и парфюмерный. Строго, до мелочей принципиальный в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо. 4. Зрелище. Бесчестье. 5. Ангина. Сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей. 6. Мужской головной убор с жестким козырьком. Плотный бумажный мешок.

6. Замените в тексте выделенные словосочетания синонимами. Используйте текст при рассказе о картине Ф.Решетникова «Опять двойка».

Петя – ученик четвертого класса. Учится он плохо, очень часто получает двойки. Главное для него – игры. Придя домой из школы, он прежде всего бросает свой портфель куда попало и бежит на улицу кататься на коньках, возиться с собакой. Уроки делает кое-как и не занимается с младшим братом.
По-другому ведет себя его сестра. Она привыкла трудиться: помогает маме по хозяйству, каждый день старательно делает уроки. Она не скажет: «Меня это не касается», когда видит, как мать убирает квартиру, и охотно помогает ей. Зина сильно волнуется, когда брат получает двойки, понимая, что по заслугам.

Ключи: то и дело, первым делом, спустя рукава, мое дело сторона, вне себя, за дело.

7. Отредактируйте текст, избегая повторения одних и тех же слов.

 

Почему я не стал артистом

 

Когда мне было 7 лет, мама решила, что я должен стать артистом. Ей нравился балет. Она часто бывала на спектаклях, на концертах, где выступали артисты балета. Однажды мама заявила: «Ты будешь заниматься в балетной школе». Мне нравилось танцевать, поэтому я с удовольствием начал заниматься в этой школе.


Первыми словами учительницы танцев были: «Здравствуйте, дети! Внимательно слушайте музыку и повторяйте мои движения. Вы поняли меня? Начинайте».


Я все хорошо понял и начал танцевать. Я думал, что прекрасно танцую, и очень хотел быть артистом. Но учительница часто говорила, что я не слушаю музыку, когда танцую. А я думал, что это неважно, слушаю я музыку или нет.


Однажды в школу пришла мама. Учительница долго с ней о чем-то говорила. Через несколько дней мама сказала, что будет лучше, если я буду учиться не в балетной, а в обычной школе.

 

Ключи: однажды – как-то, мне нравилось – я любил; понял – усвоил, начал – стал, принялся, думал – считал, говорила – беседовала.

 

Источники:

  • Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Рольф, 2002.
  • rus.1september.ru — практикум "Однозначные и многозначные слова".

Дополнительная информация на Геноне:

Последнее редактирование ответа: 26.11.2015

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     
  • Поделиться с друзьями

    Поделиться с друзьями

    Чтобы отправить ссылку на ответ заполните поля формы.

loading...

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы


Посмотреть «моносемия» в словарях и энциклопедиях:

ЯndexВикипедияКругосветKM.RU@mail.ruGoogle

«Что такое моносемия»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.