26019 авторов и 61 редактор ответили на 83667 вопросов,
разместив 132096 ссылок на 42844 сайта, присоединяйтесь!

Реклама партнеров:

Какова технология изготовления современного гобелена ручной работы?

РедактироватьВ избранноеПечать

Гобелен (фр. gobelin), или шпалера, — один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей.

 

До XVIII века для основы в гобеленах использовалась шерсть — самый доступный и лёгкий в обработке материал, чаще всего это овечья шерсть. Главное требование, предъявляемое к материалу основы, — прочность. В XIX веке основу для шпалер иногда делали из шёлка. Хлопчатобумажная основа значительно облегчает вес изделия, она прочна, в большей степени устойчива к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

 

Нити утка были также шерстяными: шерсть хорошо поддаётся окраске и позволяет добиться широкого диапазона в оттенках. От утка не требуется такой прочности, как у основы, поэтому для него использовалась более тонкая нить. Главные качества утка — эластичность, мягкость. Копты использовали в ткачестве шерсть и лён, шерсть и хлопок были основными материалами для ковров на мусульманском Востоке. В доколумбовой Америке хлопок использовался для основы, и там, где нужно было выткать участки белого цвета, для утка применялась шерсть ламы, гуанако, викуньи, иногда человеческие волосы. В Европе шерсть могла комбинироваться со льном, шёлком (им выполнялись светлые места рисунка), хлопком, конским волосом, гарусом. Блестящие нити шёлка и гаруса оттеняли матовую шерсть, разнообразили фактуру шпалеры. Тонкими нитями выполнялись мелкие детали. Ткачи из Арраса в XV веке положили начало использованию в европейских шпалерах золотых и серебряных нитей.

 

В шпалерном ткачестве плотность ковра определяется количеством нитей основы на 1 см. Чем выше плотность, тем больше возможностей у ткача выполнить мелкие детали, и тем медленнее продвигается работа. В средневековой европейской шпалере насчитывается около 5 нитей основы на 1 см. Изделия брюссельских мануфактур XVI века имели такую же небольшую плотность (5—6 нитей), однако местным ткачам удавалась передача сложных нюансов изображения. Со временем шпалера всё более приближается к живописи, её плотность увеличивается. На мануфактуре гобеленов плотность шпалер составляла 6—7 нитей на 1 см в XVII веке, а в XVIII веке — уже 7—8. В XIX веке плотность изделий мануфактуры Бове достигла 10—16 нитей. Такая шпалера по сути стала всего лишь подражанием станковой живописи. Одним из средств возвращения шпалере декоративности Жан Люрса считал уменьшение её плотности. В XX веке французские мануфактуры вернулись к плотности шпалер в 5 нитей. В современном ручном ткачестве плотность принята в 1—2 нити на см, плотность свыше 3 нитей считается высокой.

 

Самым ранним и простейшим устройством для работы ткача была рама с натянутыми нитями основы. Основу можно крепить, натягивая на гвозди, вбитые в раму, либо используя раму с равномерно размещёнными по верхнему и нижнему краям пропилами, либо простым навиванием нити на раму. Однако последний способ не очень удобен, так как в процессе ткачества нити основы могут смещаться. Для создания первого зева (пространства между плоскостями нечётных и чётных нитей) нити основы делятся проборной планкой, в роли которой может выступать гладко оструганная палочка. Уточная нить прокидывается с помощью челнока (но можно обойтись и обычным моточком ниток) и после нескольких прокидок прибивается колотушкой или пальцами рук. Чтобы выполнить обратную прокидку, ткач перебирает нити основы, создавая второй зев. Для выполнения ворсовых узлов используется нож-крючок.

 

В середине XX века мастера по текстилю снова обратились к простейшему устройству ткача — раме с натянутыми нитями основы, а несколько позднее, в поисках новых путей развития искусства шпалерного ткачества, некоторые из художников отказались не только от ткацкого станка, но и от традиционных материалов.

 

Материалы и инструменты для изготовления гобелена  самостоятельно:

  • Ткань для гобелена;
  • Иголка и нитки или швейная машинка;
  • Плотная ткань для изготовления подкладки;
  • Набивочный материал;
  • Клей;
  • Карниз;
  • Рама. 

Изготовление гобеленов на нетканой основе.

На войлок, дешевый драп, сукно или дешевые нетканые материалы наклеиваете из подобных же тканей, только разного цвета, основу сюжета рисунка. Например, на войлок размером 1,5 х 1 м наклеиваете вырезанные из драпа другого цвета солнце, домик и нечто, напоминающее лесной массив. Затем распускаете синтетический шнур и делаете из него подобие деревьев и веток, накладываете на лесной массив, а часть веток — на передний план. Затем из синтетических ниток разного цвета делаете облака и накладываете вблизи солнца. Чтобы окончательно придать изделию товарный вид, остается только раскидать по всему куску войлока разноцветные синтетические нитки, местами бесформенные кусочки прочих материалов, а также кусочки веревок и шнуров. Для удобства все это желательно закрепить вручную ниткой и иглой.

 

Начинаете делать швы по всей длине войлока, расстояние между ними 2-5 мм. Нижнюю шпульку с нитками не вставляете в машину. Таким образом, у вас получается шов только с одной верхней ниткой, но этого вполне достаточно, чтобы закрепить рисунок. В зависимости от рисунка бобину можно менять на другой цвет. По окончании работы в войлоке с трех сторон пробиваете отверстия диаметров 10 мм и в них вставляете разноцветные кисточки из простых ниток. Остается только прикрепить перекладину со шнуром, и гобелен готов.

 

Технология изготовления современного гобелена ручной работы:

  • Определитесь с видом и размером гобелена. Под видом подразумевается не только рисунок (античный, джунгли, океан или другой), но и тип ткани, способ крепления гобелена на стену. Выбор размера очень важен, поскольку для изготовления большого гобелена своими руками лучше подойдут одни ткани и рисунки, для маленького гобелена – другие.
  • Подумайте, как лучше обработать ткань: вручную или на швейной машинке. Выбор упирается не только в наличие машинки, нужно также учесть тип и плотность ткани. Определитесь, будут ли использоваться отделочные материалы, подкладка и набивочный материал, способ крепления гобелена.
  • В зависимости от веса и плотности ткани, возможно, придется использовать подкладку из плотной ткани, набивочный материал, которые обеспечат жесткость, и благодаря которым изделие не будет собираться в складки. Если планируете повесить гобелен на карниз, то нужно купить и его, также не забудьте о канте (если будете обрабатывать оверлоком края изделия).
  • Разложите все материалы и инструменты на рабочем месте. Еще раз убедитесь, что ничего не забыли.
  • Подверните на изнаночную сторону ткань с нижней и боковых сторон и прострочите на машинке, или пришейте вручную. Если используется заготовка для гобелена (есть и такие), подверните кромки без рисунка, которые производитель специально оставляет свободными. Ширина боковых и нижней кромок обычно составляет около 15 мм, сверху запас больше, чтобы можно было изготовить кармашек для карниза. Если планируете вешать гобелен на карниз, то подверните назад верхнюю кромку и пристрочите, спрятав лишнюю ткань внутрь кармашка. При изготовлении кармашка обязательно учитывайте толщину карниза, в противном случае придется потратиться на еще один карниз или потерять немало времени на переделку.
  • Если ткань, используемая для изготовления гобелена ручной работы, недостаточно плотная, возьмите подкладку. Размер её должен соответствовать размеру гобелена. Плотная ткань ложится на изнаночную сторону гобелена и пришивается. Следите, чтобы подкладка была ровной и не приводила к образованию складок на лицевой поверхности изделия. Если гобелен будет помещаться в раму или вешаться непосредственно на стену, то верхнюю его кромку нужно обработать так же, как низ и боковины (в этом случае кармашек не понадобится).
  • Если тканевая подкладка не обеспечивает нужной жесткости, можно воспользоваться фанерой. Вырежьте фанеру по размерам готового изделия. Учтите, что если гобелен будет крепиться на карнизе, то между верхней кромкой фанеры и началом кармашка должен быть зазор шириной 10-15 мм. Прикрепите гобелен к фанере с помощью клея, кнопок или степлера.
  • Добавить жесткости можно и с помощью набивки. Положите набивочный материал на лицевую поверхность гобеленной ткани, сверху поместите подкладку. Прострочите по нижней и боковым кромкам, выверните наизнанку, и обработайте верхнюю кромку. Если гобелен будет помещаться в раму или крепиться непосредственно на стене, то верхний край нужно сшить вручную с помощью стачивающей строчки. Если хотите, обшейте края кантом.
  • Отделайте картину с помощью лент, можно скомбинировать гобелен с фото, или использовать другие декоративные элементы. 

Источники информации:

Последнее редактирование ответа: 13.12.2012

  • Оставить отзыв

    Оставить отзыв

     
  • Поделиться с друзьями

    Поделиться с друзьями

    Чтобы отправить ссылку на ответ заполните поля формы.

РедактироватьВ избранноеПечать

Похожие вопросы

«Какова технология изготовления современного гобелена ручной работы»

В других поисковых системах:

GoogleЯndexRamblerВикипедия

В соответствии с пользовательским соглашением администрация не несет ответственности за содержание материалов, которые размещают пользователи. Для урегулирования спорных вопросов и претензий Вы можете связаться с администрацией сайта genon.ru. Размещенные на сайте материалы могут содержать информацию, предназначенную для пользователей старше 18 лет, согласно Федерального закона №436-ФЗ от 29.12.2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". Обращение к пользователям 18+.