Конопля — моченец, волокнистое растение Сannabis sativa, которого пыльниковые стебли (мужские) называются посконь, плосконь, замашка, дерганцы; семенные: матерка, матка, а также: конопь, конопель.
Конопля занимает важное место в творчестве И.А. Бунина. Он использует описание какой-либо стадии сбора и обработки конопли в разных рассказах и повестях для формирования яркого образа сельского труда и подчеркивания «народности» персонажей.
Например, в рассказе «Древний человек»: «Сипят кузнечики в бурьяне на припеке. Все сохнет, роняет черные зерна: крапива, белена, репьи, подсвекольник. Баба, в красной юбке, в белой рубахе, стоит в чаще конопляников выше ее ростом, берет замашки».
В рассказе «Антоновские яблоки»: «Когда, бывало едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем, под густой и музыкальный благовест из села, умыться около бочки и надеть чистую замашную рубаху, такие же портки и несокрушимые сапоги с подковками».
В рассказе «Мелитон» встречаем: «На ногах Мелитона лыковые лапти, думал я, на теле замашная рубаха... Как это чудесно — жить такой чистой, простой, бедной жизнью!»
Положительную оценку разных персонажей несет в себе деталь — замашная рубаха, и экспрессией положительной оценки сопровождается употребление слова «замашный» в разных рассказах. Из двух лексем-синонимов выбирается именно «замашный», как слово, свободное от отрицательных коннотаций, как слово крестьянское, наилучшим образом способное нести экспрессивный ореол с положительной оценкой.
Источники информации:
- rusodegda.narod.ru — словарь-справочник «Русская одежда и процесс ее изготовления» в «Словаре живого великорусского языка» В.И. Даля;
- dlib.eastview.com — статья В.В. Краснянского «Замашный и посконный» (часть текста доступна в бесплатном доступе);
- hleb.net — материал из книги Максимова «Куль и хлеб».